новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Итоги Российско-Американского саммита в любляне

ИТОГИ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО САММИТА В ЛЮБЛЯНЕ

Итоги российско-американской встречи в верхах, на первый взгляд, могли показаться весьма странными: действительно, ни продвинуться, ни тем более договориться ни по одному из основных дискуссионных вопросов сторонам не удалось (более того, уже после встречи и американцы, и россияне дали понять, что не намерены в ближайшее время корректировать свои позиции по данным вопросам), а впечатление о встрече у двух президентов и сопровождавших их делегаций осталось очень хорошим. Это впечатление быстро передалось их СМИ – основным «делателям» общественного мнения в обоих странах.

Конечно, есть соблазн объяснить итоги встречи ограниченностью задач, которые перед нею ставились – дескать, нужно было только установить хороший личный контакт между руководителями США и России и ничего более. Однако, представляется, что ключ к пониманию итогов этой встречи, и возможно, последующих событий, следует искать в другой сфере.

Судя по всему, речь должна идти о том, что за последние месяцы в подходе американской администрации к России произошли серьезные изменения. От представления о том, что сегодняшняя Россия находится где-то на обочине столбовой дороги мирового развития и волнует Америку лишь постольку, поскольку у русских еще сохраняется значительный ядерный потенциал, команда Буша пришла к выводу, что Российская Федерация, несмотря на всю сегодняшнюю слабость все-таки очень важна для США. Можно спорить о том, что стало первопричиной этой метаморфозы – конфликт ли с Китаем, которого в Вашингтоне постепенно начинают считать главным соперником США на нашей планете в ХХI веке, понимание того, что Китай может привлечь Россию на свою сторону расширением военно-технического и экономического сотрудничества, совместными мерами по борьбе с исламским терроризмом (что сейчас очень важно для России), давление европейцев, которым в силу совершенно очевидных причин не с руки дальнейший дрейф России на Восток, влиянием американского истеблишмента, полагающего, что внешнеполитическая линия США за последние десятилетия основательно отстроена и нет необходимости ее коренным образом, в том числе и в отношении России. Повторим, обо всем этом можно и нужно спорить.

Но в данном контексте важно подчеркнуть другое: в рамках только еще начинающего складываться нового геополитического альянса акции России как потенциально важного международного игрока начинают реально возрастать. Поэтому отношения России с США нельзя теперь рассматривать изолированно, вне этого формирующегося контекста. Естественно, что у России появляется значительное пространство для политических маневров на международной арене. Тактически – это огромный выигрыш. И судя по всему, президент Путин своим вояжем и переговорами в Шанхае, эффективным взаимодействием с европейцами на данном этапе это утверждение подтвердил. Важно, что США признали Россию европейской страной (в культурном, политическом плане) и заявили, что по-прежнему заинтересованы в развитии сотрудничества с ней. Это максимум, чего можно было добиться на нынешнем этапе.

Но вот дальше Россия встает перед необходимостью прояснения своих стратегических приоритетов. А это требует уже гораздо большего времени и зависит от целого ряда сложных факторов. Среди них особо нужно выделить баланс интересов наиболее влиятельных групп российской политической и деловой элиты. Часть элит, связанных с ВПК, ориентированных на проведение более этатистской политики внутри страны, очевидно, настроены на приоритетное развитие отношение с Китаем, который, заняв лидирующие позиции в организации Шанхайского форума, по существу сделал первую официальную заявку на статус супердержавы. Экономически эта линия с учетом реальных проблем России даст РФ в ближайшее время больше преимуществ, чем бесконечные попытки добиться признания и уважения на Западе. И это важный морально-политический аспект проблемы, ибо придает российским элитам, уставшим от затянувшегося унижения на Западе большей уверенности в своих силах. Но какие перспективы откроются в будущем, когда Китай еще более окрепнет и, возможно, вернет себе Тайвань? Этот вопрос остается открытым.

Напротив, расширение сотрудничества с Западом (именно Западом как единым целым, несмотря на серьезные различия в подходах между США и Евросоюзом) в ближайшей перспективе мало что даст экономически. К тому же российским элитам придется расстаться с претензиями на статус великой страны, а они к этому явно не готовы. Зато в будущем гарантий безопасности и территориальной целостности Россия может получить больше на Западе, чем на Востоке. Да и в культурном плане новые поколения россиян, особенно те из них, кто будет задействованы и современных секторах экономики, будут смотреть на Запад. И этот фактор также придется учесть руководству страны. Так что проблемы стратегического выбора России еще впереди, пока же есть время для тактических маневров.

19 июня 2001 г.

 Мнения экспертов | Итоги Российско-Американского саммита в любляне

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх