новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Специфика исламского духовенства

СПЕЦИФИКА ИСЛАМСКОГО ДУХОВЕНСТВА


Для того чтобы понять некоторые аспекты распространения исламизма, необходимо учитывать специфику исламского духовенства, которая заключается в его асакральности (т.е. в отсутствии сакральности). Христианское (православное и католическое) духовенство называется духовенством и является им потому, что транслирует, передает Дух Святой в рамках особого института — Церкви. В исламе отсутствует институт духовенства или священников в этом смысле. Нет в нем и церкви* .

Имамом, т.е. предстоятелем или предводителем мусульман как некоего (большого или малого) сообщества верующих, может быть любой человек, которого из своей среды выберут мусульмане. Конечно, этот человек должен удовлетворять особым требованиям, но это вопрос достаточно спорный даже для самих мусульман, поэтому мы его опустим. Несколько огрубляя, можно утверждать, что имам мусульман при прочих равных условиях должен быть более знающим (обладающим знанием-ильм), чем все остальные в конкретном сообществе мусульман, и передающим это знание сообществу.

В этом смысле имеют полное право называться и реально быть духовными лидерами, в том числе — лидерами-просветителями (алим) некоторого количества мусульман, — деятели различных политических взглядов: Зелимхан Яндарбиев, Надир Хачилаев, Гейдар Джемаль, Мовлади Удугов, Руслан Гелаев, «эмир» Хаттаб, Шамиль Басаев, а также Абдалла Аззам, Усама бен Ладен, Омар Абд-ар-Рахман — если иметь в виду людей, не включенных в огосударствленные (и в этом смысле — реально секуляризуемые) религиозные структуры в разных странах мира или выключенных из них. И здесь выявляется еще одна черта исламского духовенства — его принципиальная открытость, или, в иной формулировке, возможность автокооптации в исламское духовенство. Это — ресурс для практически неограниченного численного роста духовенства. К чему это может привести, демонстрирует история возникновения своего рода идеального исламистского движения «Талибан», которое в одном из своих аспектов представляет собой результат перепроизводства духовенства.

* В исламе существует культ суфийских святых — авлия’, — которые получают вдохновение-ильхам от Бога; суфийские ордены-тарикаты можно было бы рассматривать в качестве аналога церкви. Но это — особая тема, которую можно в данном контексте проигнорировать.


 Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Специфика исламского духовенства

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх