новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Семинары | «Институт полномочных представителей президента в федеральных округах и реформирование системы государственного управления»

В Научно-исследовательском Институте Социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова 28 ноября состоялся Семинар на тему «Институт полномочных представителей президента в федеральных округах и реформирование системы государственного управления»
В семинаре приняли участие: Автономов А.С. – руководитель правового отдела Фонда развития парламентаризма в России, доктор юридических наук; Бадовский Д.В. – руководитель отдела специальных программ Института социальных систем, кандидат политических наук; Вильчек М.И. — заместитель начальника Главного территориального управления Президента РФ; Дианов М.А. — директор Института региональных проблем; Журавлев А.Н. — начальник информационного отдела Главного территориального управления Президента РФ; Кирпичников В.А. — первый заместитель Министра по делам Федерации, национальной и миграционной политике РФ; Корецкий В.А. — директор Института социальных систем МГУ, кандидат исторических наук, профессор; Краснов М.А. — вице-президент фонда ИНДЕМ, доктор юридических наук; Левандовский А.А. — ведущий научный сотрудник исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук; Полуян Л.Я. — советник отдела государственного строительства Аппарата Совета Федерации РФ; Рябов А.В. – руководитель исследовательских проектов Института социальных Систем МГУ, кандидат исторических наук; Филатов В.И. — главный инспектор Инспекции сводного контроля Счетной палаты РФ, кандидат экономических наук; Чечевишников А.Л. — руководитель отдела Института социальных систем МГУ, кандидат исторических наук; Штукина Т.А. — начальник информационно-аналитического управления Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, кандидат философских наук.
Состоявшееся обсуждение может быть резюмировано следующим образом:

Прошло уже более полугода с момента учреждения нового института - полномочных представителей Президента в федеральных округах, которому отводится ключевая роль в создании административной вертикали президентской власти.
Принято считать, что прообразом полпредов стал институт генерал-губернаторов, существовавший в императорской России с 1775 по 1917 г. Это сравнение верно лишь отчасти. Возникновение института генерал-губернаторов в императорской России стало реакцией на кризис системы управления по линии "центр - регионы" и знаменовало переход этой системы на "ручное управление" через лиц, пользующихся особым доверием верховной власти. В те же периоды дореволюционной истории, когда выстраивалась эффективная система линейного управления, институт генерал-губернатора становился лишним. Нынешняя ситуация также характеризуется кризисом системы взаимоотношений между центром и регионами, но - в отличие от императорской России - сегодня объективно стоит задача создания не линейного управления, а гораздо более сложной системы, учитывающей федеративное устройство современного Российского государства и интересы территорий как субъектов Федерации.
По прошествии полугода с момента учреждения института полпредов их деятельность вызывает разноречивые оценки. Полемика ведется главным образом в политической плоскости и встроена в рассуждения о том, как полпреды могут повлиять на изменение баланса сил в российской политике. Однако из поля зрения аналитиков нередко выпадают такие проблемы, как интеграция нового института в правовую ткань современной российской государственности, перспективы содействия экономическому прогрессу регионов.
Правовой статус полпредов действительно противоречив. С одной стороны, Конституция Российской Федерации предполагает применение главой государства координирующих полномочий и формирование федеральных органов власти. Однако при этом Президент, не входя в противоречие с действующей Конституцией РФ и другими законами, не может наделить полпредов юрисдикционными полномочиями. В результате, с одной стороны, полпреды имеют широкие возможности влиять на региональные процессы политически, но при этом не могут издавать административные распоряжения, обязательные к исполнению. Отсутствие таких юрисдикционных полномочий отчасти и предопределяет определенные проблемы, постоянно возникающие во взаимоотношениях полпредов с Правительством РФ и ведомствами, которые наделены административно-распорядительными функциями.
Другое противоречие в статусе полпредов является следствием неопределенности конституционного статуса Президента Российской Федерации, который фактически является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому в деятельности полпредов сегодня перемешиваются два этих подхода. Полпреды пытаются, с одной стороны, - координировать, осуществлять надзор, выступать в роли посредников (политические функции), а с другой - вмешиваться в реальные хозяйственные и политические процессы в качестве административного органа (функции исполнительной власти).
Следует признать, что в этом контексте возможности полпредов влиять на решение макроэкономических проблем, прежде всего - связанных с преодолением инвестиционного кризиса, минимальны, ибо эти проблемы в принципе не могут решаться на уровне регионов. Тем не менее, в случае, если эти проблемы действительно будут активно решаться на уровне федерального центра, то полпреды смогут играть определенную роль в осуществлении взаимосвязанных мер по погашению внешней задолженности регионов, реструктуризации банковской системы, в проведении бюджетной реформы, формировании структурной и промышленной политики, но - как координирующий центр, помогающий регионам осуществлять сетевое планирование. В роли координирующего и информационно-аналитического центра уже в настоящее время вполне реальным представляется активной подключение полпредов к межрегиональной координации в области инвестиционной и сбытовой политики, аграрной политики, развития объектов социальной сферы и медицинского обслуживания.
Для того же, чтобы превратить полпредов в эффективный институт, надо прежде всего определиться в главном и решить, какую же роль на самом деле должен исполнять этот институт - политического представителя главы государства или «префекта», территориального вице-премьера. Во втором случае полпред будет встроен в правительственную вертикаль и получит соответствующие административно-распорядительные функции.
Расширение экономических полномочий представителей Президента должно производиться лишь на основе повышения их реальной способности принимать конкретные решения в области экономики. Представляется, что функции полпредов в экономической сфере после соответствующих уточнений механизма взаимодействия полпредов с экономическими ведомствами и правительством РФ должны быть ориентированы на соблюдение федерального законодательства, осуществление контроля над использованием ресурсов федерального бюджета и федеральной собственности, включая имущественные споры и банкротство предприятий.
При этом надо иметь в виду, что даже внесение в статус полпредов большей определенности не будет означать, что автоматически в короткие сроки будут решены сложные вопросы взаимодействия с различными субъектами хозяйственных отношений, региональными политическими силами и СМИ.

УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА
ДОКЛАДЫ
СТЕНОГРАММА

 Семинары | «Институт полномочных представителей президента в федеральных округах и реформирование системы государственного управления»

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх