новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Международное положение России | Ближний Восток

Ближний Восток

В начале года в Палестинской автономии вступило в свои права новое руководство во главе с М.Аббасом. Прошедший период показал, что этому лидеру будет трудно установить контроль над радикальными группировками, которые отказываются давать обязательства о полном прекращении насилия. Из-за периодически повторяющихся терактов отношения между ПНА и Израилем не раз оказывались на грани разрыва.

Свой первый зарубежный визит М.Аббас совершил в январе в Москву. Российская сторона подтвердила свою позицию, согласно которой уход Израиля из Газы и части Западного берега должен быть вписан в "дорожную карту" и осуществляться в координации с руководством Палестинской национальной администрации. Также Москва считает (и в этом ее позиция совпадает с позициями США и ЕС), что палестинское государство должно быть жизнеспособным и территориально неразрывным в той его части, которая будет находиться на Западном берегу Иордана. Особенностью российской позиции является то, что она солидаризируется с требованием палестинцев об освобождении Восточного Иерусалима.

Главным событием в ближневосточной дипломатии России стала поездка президента В.Путина в Египет, Израиль и Палестинскую автономию в конце апреля. Эта поездка фактически явилась "демонстрацией флага". Каких-либо "прорывных" решений от нее вряд ли можно было ожидать. Не было воспринято (особенно в Израиле) явно непроработанное предложение о созыве в Москве конференции по ближневосточному урегулированию. Визит был "смазан" также из-за того, что между РФ и Израилем с начала года идут препирательства вокруг российских планов продажи Сирии ракетных комплексов ближнего радиуса действия "Стрелец". Тель-Авив не устраивает поставка Дамаску подобного рода вооружений ни в каком виде (израильтяне считают, что они могут попасть в руки террористов), в то время как Москва просто ищет возможности таких сделок с Сирией, которые бы не подпадали под международные ограничения. Ей все же пришлось отказаться от планов продажи Дамаску ракетных комплексов "Искандер-Э", с которых, собственно, и начался российско-израильский скандал.

Сирия оказалась объектом международного давления и в связи с событиями в Ливане, где в феврале был убит бывший премьер-министр Р.Харири, противник сирийского военного присутствия в стране. За этим событием последовали массовые антисирийские выступления, а к концу апреля сирийские войска были выведены из Ливана. Российской дипломатии по ходу кризиса пришлось существенно скорректировать свою позицию и присоединиться к западным странам, требовавшим – в соответствии с прошлогодней резолюцией СБ ООН № 1559 – вывода сирийских войск. Ранее Москва считала, что эти войска помогают сохранять в Ливане стабильность и сдерживают натиск исламских фундаменталистов. После ухода Сирии и состоявшихся парламентских выборов (на которых большинство удалось получить антисирийским силам) насилие в Ливане стало только нарастать.

События в Ливане лишний раз показывают, что поощряемый США (и в какой-то мере ЕС) курс на "внедрение демократии" в арабо-исламском мире способен простимулировать такую стихию, на фоне которой любые разговоры о демократии (без кавычек) и просто о стабильности и порядке окажутся неуместными. В Вашингтоне, возможно, рассчитывают, что радикальные исламисты не пойдут на выборы (предпочтя действовать непарламентскими методами) и не войдут в новые правительства, сформированные на месте свергнутых "тираний". Но даже в этом случае конфронтация с радикальным исламом неизбежна.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Международное положение России | Ближний Восток

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх