новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Международное положение России | Россия – США: основные тенденции

Россия – США: основные тенденции

Минувшее полугодие в российско-американских отношениях прошло под знаком преемственности базовых установок Москвы и Вашингтона в отношении друг друга. После переизбрания Дж.Буша внешнеполитическая команда под руководством помощника президента по национальной безопасности Т.Грехэма провела анализ американской политики на российском направлении. На основе этого анализа был сделан вывод, что поддержание диалога и развитие сотрудничества с Россией не должно ставиться в жесткую увязку с тем, что Вашингтон называет "отступлением от демократии", поскольку чрезмерный акцент на внутренних событиях в России может помешать сотрудничеству в решении других, более важных внешнеполитических проблем США.

Все же корректировка приоритетов внешнеполитической повестки дня США не могла не затронуть российско-американские отношения. Белоруссия, Сирия, Мьянма и Зимбабве пополнили американский список "форпостов тирании", в который раньше были занесены КНДР, Иран и Куба. Основной задачей второй администрации Дж.Буша провозглашены "борьба с тиранией" и утверждение демократии в мире. Для этого США намерены всячески способствовать созданию "баланса сил в пользу свободы". Нет сомнений, что это будет силовая политика в широком смысле слова, ведь она базируется на установках, определяющих наступательную, интервенционистскую модель поведения США в международных делах.

Россия считает недопустимым навязывание демократических реформ извне. Она выступает против попыток США спровоцировать "политические перемены" в Белоруссии. Именно Белоруссия и Молдавия были упомянуты Дж.Бушем в выступлении перед жителями Братиславы 24 февраля как государства, "куда рано или поздно придет демократия". Директор ФСБ В.Патрушев, выступая в Государственной Думе 12 мая, обвинил западные страны, имея в виду прежде всего США, в использовании неправительственных организаций для подготовки свержения президента А.Лукашенко. Вашингтон отверг эти обвинения, хотя и не скрывает, что поддерживает усилия по инициированию "демократических перемен" в Белоруссии и оказывает помощь белорусской оппозиции: на 2005 финансовый год было выделено 6,5 млн. долл. и еще 5 млн. поступило дополнительно в виде чрезвычайных ассигнований в рамках "Закона о поддержке свободы". Использование неправительственных организаций дополняет те возможности, которыми располагают официальные структуры США по продвижению американских интересов. В этом компоненте "мягкой силы" Россия явно уступает США, что является следствием не столько ограниченности ресурсов, сколько непонимания значимости этого инструмента влияния, а также панической боязни коррупции.

Россия и Большой Ближний Восток рассматриваются США как два "стратегических фронта" в борьбе за демократию. РФ не включена в число ближайших партнеров США в построении "миропорядка на принципах демократии", к которым относят НАТО, ЕС и американских союзников в Азии – Японию, Южную Корею, Австралию1. Тем не менее, США не оставляют надежды привлечь Россию к борьбе с "тираниями". Это был одним из основных мотивов визита Дж.Буша в Москву на празднование Победы 9 мая. Однако В.Путин сделал акцент в своем выступлении на том, что это была общая победа и что сейчас, как и в годы Второй мировой войны, Россия и Запад являются союзниками в борьбе с общими угрозами.

Российско-американский саммит, прошедший в Братиславе 25 февраля, показал, что Москва и Вашингтон понимают проблему демократии по-разному и неодинаково оценивают "цветные революции" в странах СНГ. То, что американский президент называет "демократическими революциями", в глазах Москвы выглядит как нелегитимная смена власти. Вопреки давлению сторонников жесткой линии, Дж.Буш не проявил желания переводить обсуждение проблемы демократии в конфронтационное русло, несмотря на расхождения в оценках состояния демократии в России и на разногласия по другим аспектам этой тематики. Администрация США отвергла призывы ряда американских законодателей исключить Россию из "большой восьмерки" и ряда других многосторонних форумов и проводить в отношении нее политику изоляции2. Она не намерена и увязывать свое согласие на вступление России в ВТО с оценкой степени демократичности.

Очевидно, что Москве надоела сугубо оборонительная позиция в обсуждении темы демократии (хотя временами ответная критика выглядит несколько натянуто). Она не собирается изобретать "особый вид демократии" для себя, но дает ясно понять, что и США вовсе не являются образцом соблюдения демократических норм в международных отношениях и не могут претендовать на роль мирового судьи. Основное противоречие – это стремление администрации Дж.Буша, чтобы проблема демократии заняла центральное, пусть и не исключительное, место в повестке дня российско-американских отношений, тогда как Россия не хочет, чтобы именно эта тема определяла характер отношений двух стран, так как опасается, что это будет уводить стороны от обсуждения действительно приоритетных проблем.

На саммите в Братиславе президенты РФ и США приняли три совместных заявления: по вопросу о вступлении России в ВТО; по энергетическому сотрудничеству; по укреплению ядерной безопасности. Президенты зафиксировали в качестве цели завершение двусторонних переговоров о присоединении РФ к ВТО в 2005 г. Россия заявила, что ее готовность к компромиссам не означает согласия взять на себя "повышенные обязательства" – сверх тех обычных требований, которые предъявляются к вступающим в ВТО.

Саммит показал, что "окно возможностей" даже в сферах совпадающих интересов сужается и влияние личностного фактора уже недостаточно, чтобы кардинально переломить эту тенденцию. Принятые документы имеют сравнительно ограниченный характер и не способны вывести двустороннее сотрудничество на новый уровень развития.

Борьба с международным терроризмом остается среди приоритетных сфер российско-американского сотрудничества. Этот вопрос обсуждался на российско-американском саммите в Братиславе 24 февраля, на неформальной встрече В.Путина с Дж.Бушем в Ново-Огарево 8 мая, на переговорах госсекретаря К.Райс с В.Путиным, министром иностранных дел С.Лавровым и министром обороны С.Ивановым в Москве 19–20 апреля. Постепенно формируется система оперативного взаимодействия между российскими и американскими структурами, в той или иной части участвующими в антитеррористической деятельности. Между российскими ФСБ, СВР и американским ФБР осуществляются регулярный обмен информацией и совместные мероприятия, которые приводят к конкретным результатам: арестам банковских счетов, владельцы которых подозреваются в поддержке терроризма, и раскрытию тайных каналов финансирования. Между ФСБ и ФБР подписан меморандум о своевременном предоставлении информации относительно сомнительных сделок с ОМУ и террористических угроз в отношении России и США. После серии воздушных терактов в августе 2004 г. Россия стала активно сотрудничать с американским ведомством по обеспечению безопасности на транспорте с целью использовать американский опыт в усовершенствовании системы безопасности в своих аэропортах. Две страны активно взаимодействуют в принятии правовых документов и международных мер против терроризма по линии ООН. В опубликованном в конце апреля госдепартаментом США ежегодном докладе по проблеме международного терроризма отмечается растущая роль Москвы в борьбе с международным терроризмом, что проявилось, в частности, в выдвижении серии российских инициатив на национальном уровне и на международных форумах. В качестве партнеров, с которыми наиболее активно сотрудничает Россия, не считая США, названы Великобритания, Франция, Германия, Индия, Пакистан и Япония.

Активно развивался российско-американский диалог в военной сфере. Министр обороны РФ С.Иванов регулярно обсуждал с американским коллегой Д.Рамсфелдом и другими руководителями США вопросы двустороннего сотрудничества (военные учения, обеспечение безопасности на ядерных объектах, борьба с международным терроризмом, ядерное нераспространение), ситуацию в Афганистане, Ираке, судьбу российских военных баз в Грузии. В начале июня на территории Германии прошли совместные учения сухопутных войск России и США по отработке оперативной совместимости.

В рамках братиславского саммита РФ – США С.Иванов и К.Райс подписали межгосударственное соглашение о взаимном уведомлении об экспорте ПЗРК в третьи страны, в соответствии с которым стороны обязуются предоставлять друг другу информацию о зарубежных поставках этого оружия. Соглашение имеет весьма ограниченную сферу действия, ведь стороны не пошли на то, чтобы ограничить или вообще запретить продажу ПЗРК третьим странам.

По иранской ядерной проблеме позиции России и США заметно сблизились. Американская администрация высоко оценила то, что Москве удалось убедить Тегеран подписать соглашение о возврате отработанного ядерного топлива. Обе страны выразили поддержку переговорам, которые "тройка" ЕС ведет в Женеве с иранской делегацией.

В то же время имеются вопросы, вызывающие довольно острые разногласия между двумя странами. Реформа системы ООН и, в первую очередь, Совета Безопасности вышла на первый план в российско-американских отношениях. США пригрозили резко сократить свой взнос в бюджет ООН, если ее деятельность не будет существенно перестроена в ближайшие два года. В вопросе о новом составе СБ ООН Россия и США расходятся довольно заметно. Вашингтон лоббирует кандидатуру Японии, своего ключевого союзника в Азии. Это единственная страна, которую они поддерживают в качестве нового постоянного члена СБ ООН. Однако эта кандидатура, конечно же, никак не может быть приемлемой для России. Токио демонстрирует бескомпромиссность в своих притязаниях на российскую территорию, отказывается письменно признать свою вину перед Китаем и Кореями за преступления, совершенные на их территории в годы Второй мировой войны.

Одной из проблем, которая вызывает недовольство США, является военно-техническое сотрудничество России с Сирией и некоторыми другими странами. Вашингтон выступил категорически против продажи Дамаску российских зенитных комплексов "Стрелец", считая, что это будет дестабилизировать ситуацию в ближневосточном регионе. США обрушились с критикой и на решение России о продаже стрелкового вооружения и вертолетов Венесуэле.

Серьезным источником российско-американских противоречий могут стать планы – если они будут одобрены администрацией Дж.Буша – по наращиванию американского потенциала на некоторых направлениях военно-силового строительства. Россия предупредила 2 июня, что предпримет контрмеры в случае, если США начнут развертывание систем вооружений в космическом пространстве. Предупреждение последовало в ответ на появившиеся сообщения о планах администрации Дж.Буша принять новую космическую доктрину США (ее лоббириуют министр обороны Д.Рамсфелд и командование ВВС), которая предусматривает размещение в космосе ударных средств, предназначенных для поражения как космических, так и наземных целей.

РФ согласна вести переговоры о контроле над тактическим ядерным оружием при условии, что страны, обладающие этим оружием, будут хранить его на своей территории. Это означает, что США должны перебазировать на свою территорию тактическое ядерное оружие со своих баз в Европе и других регионов. В минувшее полугодие С.Иванову и российскому МИДу пришлось неоднократно опровергать предположения о том, что Россия якобы готова допустить американские инспекции для контроля за состоянием безопасности на объектах своего ядерно-оружейного комплекса. Принятое на саммите в Братиславе "Заявление по укреплению ядерной безопасности" предполагает национальную ответственность за обеспечение надежной защиты мест хранения ядерных материалов. Другое дело, что стороны выразили желание переработать в промышленное сырье большую часть ядерной начинки списываемых вооружений России уже к 2008 г.

Резюмируя итоги минувшего полугодия в российско-американских отношениях, следует отметить, что администрация Дж.Буша стремилась придерживаться выверенного баланса между критикой Москвы по вопросам демократии и сохранением поля для конструктивных отношений. То, что США увязли в Ираке, а также сложности в их отношениях с Европой3, не способствуют тому, чтобы Вашингтон шел на обострение отношений с Москвой, даже если нынешняя Россия и не вписывается в его представления о демократии. Для администрации Дж.Буша сближение позиций двух стран по вопросу об иранской ядерной программе важнее судьбы опального олигарха М.Ходорковского, хотя она об этом никогда прямо не заявит. Иными словами, риторика Вашингтона по поводу продвижения свободы и демократии в мире вполне мирно уживается с прагматичным ведением дел с Россией.



1 Правда, еще в ходе своего первого европейского турне после переизбрания Дж.Буш заявил, что видит будущее России в "семье европейского и трансатлантического сообщества".

2 Политический комитет республиканцев в Сенате принял за неделю до саммита в Братиславе политический документ с призывом к Дж.Бушу уведомить российского президента, что поправка Джексона-Вэника и другие законодательные ограничения, принятые в отношении СССР, останутся в силе, и что Конгресс поднимет вопрос об исключении России из "большой восьмерки", если Москва не будет соблюдать принципы демократии, прав человека и власть закона; если не прекратит вмешательство во внутренние дела постсоветских государств, и если не выведет военные базы с территории Грузии и Молдавии.

3 Декларации о трансатлантическом примирении, прозвучавшие с обеих сторон во время визитов президента Дж.Буша в Европу в феврале и мае, мало что меняют, ведь стороны остались на своих принципиальных позициях, которые и привели к столкновению между США и "старой" Европой по "иракскому вопросу".

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Международное положение России | Россия – США: основные тенденции

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх