новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Региональная политика центра | Ситуация в регионах – инструменты анализа и контроля

Ситуация в регионах – инструменты анализа и контроля

В окружении президента до сих пор не сформировалась единая концепция региональной политики. "Силовая" группа команды президента отстаивает стратегию прямого управления регионами, "юристы" (прежде всего, И.Шувалов и Д.Козак) – институциональную и законодательную унификацию Федерации, совмещенную с территориальной унификацией (укрупнение субъектов РФ) и бюджетным давлением, "либералы" – не выказывают интереса к данной теме, полагая, по-видимому, наличие некоей региональной политики вообще избыточным.

В правительстве "профильный" министр В.Яковлев пока четко не обозначил своей позиции в этом неявном споре. К тому же в существующих раскладах его мнение не является решающим – "концептуализация" проходит по ведомству Г.Грефа.

Несмотря на общий "антирегиональный" настрой в федеральных коридорах власти, весомым остается мнение губернаторов-"тяжеловесов" – Ю.Лужкова, М.Шаймиева, В.Матвиенко и постепенно усиливающегося А.Хлопонина.

Анализ региональных программ федеральных ведомств демонстрирует дефицит новых идей, могущих быть реализованными на практике. В 2005 г. было предложено несколько документов, претендующих на статус стратегических.

Проект программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005–2008) опубликован на официальном сайте МЭРТа. Это фактически манифест "либералов". Много рассуждений по политическим вопросам – о доверии к власти, о прозрачности госаппарата, о демократических свободах и либеральных реформах, о правовых гарантиях. В программе констатируется, что в стране "так и не была разработана концепция региональной политики, направленная на обеспечение социально-экономического развития". А предпринимаемые меры носят в большинстве случаев "пассивный характер и ориентированы преимущественно на бюджетно-финансовую поддержку регионов". "В среднесрочной перспективе в стране должны быть созданы основы для реализации новой региональной политики".

Предлагается типология регионов – по экономическим макро-зонам, с различным потенциалом и механизмами стимулирования экономического роста: регионы-локомотивы (экспортно-ориентированные и импортозамещающие), регионы стабильного роста (Центр, Юг, Северо-запад), развивающиеся регионы Центра, Юга, Сибири, Дальнего Востока. Отдельно выделены стагнирующие и одновременно геополитические уязвимые регионы Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Особо следует отметить заявленные предложения о создании системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, выявления и распространения позитивного опыта, а также тезис о Фонде регионального развития, который предстоит сделать основным каналом федеральной финансовой поддержки региональных инвестиционных проектов. Делается ставка на восстановление межрегионального экономического сотрудничества, создание эффективных региональных "кластеров", или территориально-производственных комплексов. Сочетание целевых региональных программ развития и формирования территориально-производственных кластеров вокруг региональных "очагов роста", согласно программе, позволит найти баланс между интересами роста отдельных субъектов Федерации и необходимостью выравнивания уровня развития регионов. По сути, предполагается выявить и стимулировать "региональные локомотивы роста", параллельно с адресной поддержкой отсталых и геополитически уязвимых регионов, обеспечивая таким образом, общие минимальные стандарты качества жизни как одно из условий целостности России.

Предложенный сценарий несет в себе явную угрозу – усугубления асимметрии развития регионов-локомотивов и регионов-реципиентов. Кроме того, не учтено реальное состояние регионов, подразделяющихся на доноров и реципиентов. Стабильно развивающиеся субъекты во многих случаях не совместимы с регионами-реципиентами в рамках одного экономического кластера. Органичное сотрудничество, например, Москвы и сельскохозяйственных регионов ЦФО в области создания агрохолдингов, скорее удачное исключение. Поиск подобных связок – насущная задача федерального центра и самих регионов.

В этой связи перспективней было бы не создавать достаточно очевидную типологию регионов по экономическим показателям и рискам, а составить классификацию экономической ориентации регионов, их экономической валентности, совместимости и взаимодополнительности регионов-локомотивов и их потенциальных регионов-спутников. В частности, проанализировать соотношение территориальной близости и экономической необходимости регионов друг в друге (поскольку не всегда регионы-соседи имеют совместимые экономики, а также ресурсы для взаимного обмена). Подобные оценки позволят скорректировать, например, логистику транспортной системы. Пилотным мог бы стать проект оценки трудовых ресурсов с перспективой подготовки программы дифференцированной по регионам миграционной политики.

В.Яковлев анонсировал единую интегральную концепцию развития регионов РФ. Минрегионразвития планирует представить в правительство и президенту вместо восьмидесяти девяти отдельных региональных проектов одну интегральную концепцию. Она будет формировать единый план управления градостроительной политикой, развитием транспортных коридоров и трансконтинентальными инфраструктурами.

Стратегия, разрабатываемая в министерстве, предполагает опору на 10–12 регионов – локомотивов роста. Эта концепция полностью заимствована из плана МЭРТ. Опорные регионы также могут стать основой для объединения с регионами – финансовыми реципиентами. Предполагается принятие федеральных целевых программ, которые бы стимулировали развитие регионов. Величина Фонда развития регионов – 2,5 млрд. руб. – явно не соответствует масштабам задачи.

Концепция предполагает сменить принципы региональной политики, которая сейчас базируется на идее финансовой помощи дотационным регионам за счет регионов-доноров. Между тем, поддержка регионов-лидеров посредством бюджетного дотирования при наличии депрессионных территорий малоперспективна. Стимулирование развития регионов-доноров может идти посредством льготных коммерческих механизмов (экономические, налоговые преференции, льготные кредиты, в крайнем случае, целевые трансферты) и при определенных условиях – например, при реализации проектов интеграции (экономической, а в перспективе и политической) с отстающими субъектами РФ, или при создании под федеральное финансирование межрегиональных программ сотрудничества доноров и реципиентов.

В администрации президента также создаются и совершенствуются инструменты и технологии контроля над региональным политическим процессом. С декабря этого года эффективность работы губернаторов будет оценивать "компьютер". Президентская администрация готова заплатить 25 000 долл. за программу, отслеживающую эффективность работы региональных руководителей. По мнению некоторых экспертов, такой инструмент поможет увольнять неугодных губернаторов со ссылкой на "объективные данные".

Кроме того, Министерству регионального развития РФ поручено вести "паспорта регионов", которые позволили бы федеральной власти "держать руку на пульсе", контролировать финансовые потоки, отслеживать содержание проводимых реформ. В частности, предполагается, что "паспорт" будет включать показатели оценки качества управления экономикой и качества жизни населения, перспективы развития региона, целевое ориентирование его социально-экономического развития. Кроме того, документ будет содержать сведения об исполнении посланий президента РФ. Но особенно подробно предполагается прописывать финансово-экономические вопросы. В частности, жесткому учету и контролю подвергнется процесс расходования федеральных средств региональными и муниципальными властями. Помимо того, в "паспорт" будет включен единый реестр всех льготников субъекта РФ. Уже в 2006 г. бюджет страны будет формироваться с учетом показателей регионального "паспорта".

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Региональная политика центра | Ситуация в регионах – инструменты анализа и контроля

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх