новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Региональная политика центра | Объединение регионов

Объединение регионов

17 апреля большинство избирателей Красноярского края, Таймыра и Эвенкии проголосовали за слияние этих регионов в новый субъект федерации. Главной опасностью для референдума считалась низкая явка избирателей. Особую тревогу вызывал Красноярский край, который на президентских выборах 2004 г. занял последнее место по явке – 51,2% при среднероссийских 64%. В начале 2005 г. число красноярцев, не желавших участвовать в референдуме, оценивалось в 50–70%.

Результатом беспрецедентной информационной и PR кампании по поддержке референдума стали итоги, которые губернатор А.Хлопонин назвал фантастическими. Явка в Красноярском крае, Эвенкии и на Таймыре составила, соответственно, 62,7%, 79,9% и 62,9%, и подавляющее большинство пришедших на участки проголосовало "за": в Красноярском крае – 92,4%, в Эвенкии – 79,9%, на Таймыре – около 70%. Как заявил А.Хлопонин, фактически власти трех регионов предложили "новую доктрину региональной политики", предполагающую создание "крупного геополитически важного региона, который интегрирует огромные финансовые, кадровые и инфраструктурные возможности Красноярского края и богатейший ресурсный потенциал северных округов" и за короткий период времени способен превратиться в экономический центр Востока России.

Успешное объединение Красноярского края открывает возможности для запуска новых проектов. Например, президент Бурятии Л.Потапов высказался за слияния в единый субъект Федерации Читинской и Иркутской областей, а также трех бурятских регионов – Усть-Ордынского и Агинского Бурятского автономных округов (последний является составной частью Читинской области) и самой Бурятии. Глава республики всячески подчеркивал бурятский "этнокультурный" момент объединения. По его мнению, это позволит воссоединить бурятский этнос.

Глава Иркутской области Б.Говорин предложил свою последовательность "укрупнения", призвав начать объединительный процесс в отношении Иркутской области, Республики Бурятия, Усть-Ордынского округа, а в перспективе Агинского округа и Читинской области, в единый, самодостаточный субъект Федерации.

Кемеровский губернатор А.Тулеев выступил с идей объединения промышленного Кузбасса с Алтайским краем и Республикой Алтай. Такую перспективу неожиданно одобрил даже М.Лапшин, прежде категорически ее отвергавший.

Продолжается разработка проекта объединения Камчатки и Корякского АО. Его лоббирует новый корякский губернатор О.Кожемяко, который может претендовать на кресло руководителя объединенного субъекта. Процесс объединения предполагается завершить в 2008 г. Обсуждается вопрос о создании наблюдательного совета для регулирования взаимоотношений двух субъектов и разработки прогноза социально-экономических и иных последствий для территорий.

Обсуждается и возможность объединения Республики Адыгея и Краснодарского края. Этот проект поддерживает практически 90% русскоязычного населения Адыгеи. Он найдет поддержку и на Кубани, особенно в бизнес-элите. Но адыгская национальная элита, занимающая ключевые позиции в политике и экономике "анклавного" региона, выступает резко против объединения. Этот проект может спровоцировать межэжтнический конфликт – в 2005 г. прошло несколько митингов населения в защиту республики. Разговоры об объединении способствовали и популяризации идеи создания "Большой Черкесской республики", куда бы вошли, кроме Адыгеи, земли Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также часть Краснодарского края.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Региональная политика центра | Объединение регионов

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх