новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Основные тенденции внутриполитического развития | Расползание конфликта на Северном Кавказе

Расползание конфликта на Северном Кавказе

Истекшее полугодие воочию продемонстрировало возникновение еще одной угрозы – не только для внутриполитической стабильности, но и для сохранения территориальной целостности страны. Жесткая силовая политика при опоре на послушных, но не пользующихся доверием местного населения лидеров и невысокой эффективности мер по оздоровлению социально-экономической обстановки вновь привели к расширению социальной базы экстремистских сил. Эти последние получают регулярную поддержку извне, со стороны международных исламистских организаций различного толка.

Несмотря на то, что федеральной власти удалось при опоре на лояльные ей силы в Чечне, контролируемые вице-премьером Р.Кадыровым, подорвать боевой потенциал террористического подполья (в марте в результате успешной спецоперации был ликвидирован "президент Ичкерии" Масхадов, чуть позднее – бывший "вице-президент Ичкерии" Арсанов), боестолкновения стали распространяться на сопредельные регионы. В Махачкале группы экстремистов по существу развязали городскую партизанскую войну против работников правоохранительных органов. Федеральным силам все чаще приходится проводить операции по обезвреживанию баз террористов в городах Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Карачаево-Черкесии.

Заметно ухудшилась и политическая ситуация в некоторых северокавказских республиках. Так, в Северной Осетии усилилось массовое недовольство ходом расследования захвата заложников в Беслане. Парламент РСО-А даже принял постановление, в котором обвинил правоохранительные органы в том, что они использовали тяжелое вооружение при штурме здания школы, в результате чего погибло много заложников. В обострившейся ситуации президент А.Дзасохов подал в отставку. Новый глава республики Т.Мамсуров дал понять, что ему крайне сложно поддерживать стабильность. Кроме того, продолжал развиваться острый конфликт между парламентом и президентом Карачаево-Черкесии, с постоянной угрозой перерастания в вооруженное противостояние. Фактически на пустом месте обострилась ситуация в Адыгее – после озвучивания предложения влить эту республику в состав Краснодарского края.

Опасное расползание конфликтности по всему Северному Кавказу побудило полпреда Д.Козака подготовить доклад для руководства страны, в котором он предупредил о возможных последствиях и предложил внести существенные изменения в проводимую в регионе политику. В частности, говорилось о необходимости замены тех руководителей, которые исчерпали кредит доверия местного населения, об уменьшении влияния "силовиков" на политику, о неотложных мерах по социально-экономическому развитию региона. От того, какие выводы из складывающейся ситуации сделает руководство России, будет во многом зависеть ситуация не только в этом регионе, но и во всей стране.

* * *

Анализ развития политической ситуации в России в первом полугодии показывает, что главными вызовами для российской властной элиты в этот период явились:

— пробуксовка социальных реформ, попытка начать которые, вызвала акции массового протеста;

— психологический прессинг через пропаганду возможности продолжения "цветных революций" на постсоветском пространстве;

— расширение географии диверсионной деятельности на Северном Кавказе;

— "проблема 2008 года".

Эти вызовы заметно усилили политическую неопределенность и неуверенность верхов, заставили власть начать формировать новую политическую повестку. К концу полугодия фактически по всем перечисленным проблемам у власти начали складываться новые, более гибкие позиции, а иногда и целые программы, являющиеся во многом отрицанием прежних установок. Во внутренней политике участились симптомы готовности к диалогу. Налицо постепенный отход от уверенности в том, что рецепты выхода из кризиса хорошо известны и состоят в регулировании рыночной и политической среды административными методами. Соответствующие институты, особенно в политической сфере, проявили свою слабость и нефункциональность во время событий января-февраля – все основные звенья в цепи принятия решений, приведших к кризису попытку реформирования системы льгот, запаздывали с реакциями и пытались уйти от ответственности.

В апрельском послании парламенту президент поставил вопрос о расширении рамок "управляемой демократии", о недопустимости монополизации одной партией СМИ, думских институтов и т.д.

Еще более радикальный подход был предложен Минрегионразвития – отказаться от патерналистской перераспределительной модели, ориентированной на "слабые" регионы, и вновь вернуться к "развивающей" схеме региональной политики, к стимулированию, прежде всего, благополучных, а не депрессивных регионов. К новациям следует отнести и содержание доклада Д.Козака о ситуации на Северном Кавказе.

Сложнейшей проблемой для правящих групп является перспектива 2008 года. Здесь пока каких-либо серьезных и свежих идей не выдвинуто. Попытки же решить проблему с помощью законотворческих уловок являются небезопасными. Дистанцировавшись от "букета" соответствующих предложений, В.Путин, очевидно, сохранил свободу маневра и шансы выйти не на формально-юридические, а на содержательно-политические решения. К числу таких решений, возможно, относится достижение прочных договоренностей с лидерами, оказавшимися в рядах "контрэлиты", относительно правил игры в 2007–2008 гг. и на последующий период. Скорее всего, эти тенденции и контртенденции и выйдут на первый план во второй половине 2005 г. Их борьба, а также борьба элитных групп, которые начинают консолидироваться вокруг новых тенденций и против них, составит основное содержание политических интриг и конфликтов, с которыми Россия столкнется в ближайшем будущем.

Вместе с тем, продолжающееся "строительство вертикали власти" и "управляемой демократии" показывает, что вполне возможен и наихудший в современной ситуации вариант развития по инерционному сценарию. Отстаивающие его группы, видимо, рассчитывают, подталкивая политические процессы в рутинном направлении и не обращая внимания на заявления президента, лишить сторонников более гибких подходов возможности маневрировать и надеются добиться своих целей без широкой общественной огласки. В конечном счете, такая тактика может привести к серьезным общенациональным проблемам.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2005 г. № 23 | Основные тенденции внутриполитического развития | Расползание конфликта на Северном Кавказе

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх