новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Международное положение России | Второе полугодие | СНГ перед угрозой "бархатных революций"

СНГ перед угрозой "бархатных революций"

На постсоветском пространстве прошедшее полугодие стало для России временем тяжелых уроков. Выступая на заседании Совета безопасности РФ 19 июля, президент В.Путин признал, что политика России в СНГ не всегда отличалась эффективностью, прагматизмом и последовательностью. Само же Содружества, предупредил В.Путин, находится под угрозой размывания и окончательного падения интереса к его работе среди государств-участников.

Тему неэффективности СНГ педалировал и президент Казахстана Н.Назарбаев на саммите Содружества в Астане в середине сентября. Он предложил реформировать СНГ, ведь сейчас оно, по его словам, "захлебнулось в бюрократии" и оторвано от реальной жизни. В нем множество неработающих структур, а на должности в аппарате СНГ нередко назначают "ветеранов и пенсионеров".

Но после того как был свергнут режим Э.Шеварднадзе в Грузии, а затем на Украине при массовой народной поддержке произошла "революция миллионеров против миллиардеров", стало очевидно, что постсоветское пространство стоит перед перспективой общей дестабилизации политических элит и антиконституционной смены правящих режимов. Постсоветских лидеров даже поспешили поделить на две группы: экспортеров "бархатных революций" и тех, кто считает себя потенциальными жертвами таких революций.

Складывающаяся ситуация выявляет множество противоречий и трудноразрешимых вопросов. Как, например, в условиях "оранжевой угрозы" относиться к А.Лукашенко, который продолжает тормозить первоочередные меры по строительству Союзного государства и которого Москва справедливо не поддерживала, когда он провел референдум о возможности своего избрания на новый срок, но который способен эффективно сдерживать каких угодно революционеров? Стоит ли защищать от потенциальной "бархатной революции" молдавского президента В.Воронина, который продолжал в минувшем полугодии вести линию на вытеснение России из приднестровского урегулирования и откровенно натравливал европейские структуры на Россию, но партию которого на следующих выборах вполне могут сменить оголтелые националисты?

История президентских выборов на Украине и перипетии, связанные с "оранжевой революцией", хорошо известны. Поэтому целесообразно сделать лишь наиболее важные выводы. Россия проиграла свою ставку в украинской игре, когда вмешалась в борьбу на стороне одной из клановых группировок. Москва исходила из того, что украинские выборы – это судьбоносное событие, исход великого геополитического противостояния. Так, непомерно большое значение придавалось перспективе вступления Украины в НАТО. При этом соответствующая позиция премьера В.Януковича никогда не была столь однозначной, чтобы уповать на него как президента, который "не сдаст" Украину Североатлантическому альянсу. Выборы на Украине были в первую очередь противоборством кланово-политических группировок за перераспределение власти и финансово-экономических позиций, а заинтересованные внутренние и внешние силы старались придать этому противоборству геополитический смысл или истолковать его как "борьбу между демократией и диктатурой".

Важный вопрос, связанный с развязкой украинской кампании – можно ли считать В.Ющенко истинным победителем? Если учитывать, что внутренняя и "внешняя" оппозиция начала раскручивать Ющенко еще с 2000 г., что на парламентских выборах 2002 г. его блок одержал победу, то можно предположить, что несмотря на махинации вокруг украинского ЦИКа он получил меньше, чем мог даже в таких условиях, а победа "оранжевой революции" стала результатом компромисс между группировками элиты.

Как бы ни развивались события на Украине, Россия еще долго будет вынуждена считать себя проигравшей стороной. Конечно, радикального "рывка на Запад" и отхода от политики балансирования В.Ющенко осуществить не сможет. Вряд ли реализуются и делавшиеся в ходе предвыборной борьбы прогнозы об ускоренном сближении Украины с ЕС и даже о начале переговоров о ее вступлении в Евросоюз. Но при этом любое проявление прозападной политики украинских лидеров теперь будет восприниматься в Москве вдвойне болезненно. Особенно унизительным будет казаться то, что экономическими преференциями, которые Москва предоставила Киеву "под Януковича", теперь воспользуются "недруги".

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Международное положение России | Второе полугодие | СНГ перед угрозой "бархатных революций"

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх