новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Международное положение России | Первое полугодие | Ситуация вокруг Ирака

Ситуация вокруг Ирака

Иракское направление оставалось одним из главных во внешнеполитической деятельности России. На фоне напряженной обстановки внутри Ирака шла активная дипломатическая борьба ведущих держав мира по вопросам, от которых зависит будущее этого государства. И в этой борьбе России приходилось прилагать энергичные усилия, чтобы отстоять свои интересы. Основные разногласия касались определения постоккупационного режима, статуса международных сил и полномочий временного иракского национального правительства. Было трудно ожидать, что в сложившейся ситуации Россия сможет добиться того, чтобы формирование временного международно-признанного правительства Ирака осуществлялось через легитимный политический процесс под эгидой ООН. В действительности кандидатуры в состав правительства подбирались американской администрацией П.Бремера, а спецпредставителю ООН была отведена формальная роль.

Временное правительство Ирака было сформировано в конце мая. Оно включает в себя президента (на него возложены в основном представительские функции), двух вице-президентов, премьер-министра и 26 министров. Полномочия кабинета ограничены как в вопросах законодательства, так и в отношении долгосрочных нефтяных контрактов: оно не сможет принимать или изменять законы о безопасности и временную конституцию. Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ) 28 мая назначил Айяда Аллави премьер-министром временного национального правительства. Он является лидером движения "Иракское национальное согласие", которое не пользуется поддержкой шиитского духовенства, хотя сам Аллави является шиитом. Айяд Аллави, бывший член правящей партии Баас, находясь в изгнании, поддерживал тесные связи с ЦРУ. Поэтому назначение Аллави расценивается как победа ЦРУ и Государственного департамента над Пентагоном в борьбе за контроль над американской политикой в Ираке.

Резолюция СБ ООН № 1546. Российская дипломатия проявляла настойчивость, добиваясь (вместе с Францией) – и не безрезультатно – принятия во внимание своих замечаний авторами американо-британского проекта резолюции. Подготовка резолюции обсуждалась напрямую, в том числе и в экстренном режиме, президентами России и США. Еще за два дня до даты голосования российский МИД утверждал, что проект нуждается в существенной доработке. Серьезные претензии предъявляла и Франция. В результате США пришлось четырежды переписывать текст.

Россия и США выступали за возвращение ООН в Ирак. Однако США видели в ней лишь инструмент содействия осуществлению полномочий оккупационных властей, оказания им помощи в организации конституционного процесса и национально-государственного строительства. Однако после передачи власти иракскому национальному правительству США уже трудно оспаривать российский подход, который отводит ООН самостоятельную и ведущую роль в восстановлении Ирака.

8 июня Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию № 1546 по Ираку. Резолюция устанавливает окончание режима оккупации и начало нового этапа в процессе перехода Ирака к демократическому правлению с 30 июня. Подтверждены независимость, суверенитет, единство и территориальная целостность Ирака, право иракского народа свободно определять свое будущее и распоряжаться природными ресурсами.

В резолюцию вошло российско-французское предложение о ведущей роли ООН в вопросах оказания помощи Ираку в строительстве государственности и налаживании политического процесса. Документ определяет стадии политического процесса на переходном этапе к демократическому правлению: созыв национальной конференции; проведение прямых демократических выборов не позднее января 2005 г.; разработку постоянной конституции временным национальным собранием; избрание по этой конституции правительства к 31 декабря 2005 г.

В резолюцию было включено российское предложение – вопреки нежеланию США – о созыве международной конференции в поддержку политического урегулирования и восстановления в Ираке, в том числе и конституционного процесса, однако вопрос о ее целесообразности отдается на рассмотрение правительства Ирака. Россия считает необходимым использовать опыт проведения Боннской конференции по Афганистану применительно к иракской ситуации.

Премьер-министр А.Аллави направил 5 июня письмо на имя председателя СБ ООН с просьбой сохранить в стране присутствие многонациональных сил (МНС), изменив мандат их пребывания, и принять резолюцию, санкционирующую оказание Ираку международной помощи в обеспечении безопасности. Эта просьба была удовлетворена.

Совет Безопасности характеризовал ситуацию в Ираке как представляющую угрозу международному миру и безопасности. Он определил мандат МНС в Ираке на постоккупационный период. С 30 июня многонациональные силы утратили статус оккупационных. Они остаются в стране по крайней мере до 31 декабря 2005 г., если иракское правительство не поставит вопрос перед СБ ООН об их выводе. Сохраняется единое командование (американское). Координация и взаимодействие МНС с иракскими вооруженными силами будет осуществляться на основе июньского рамочного соглашения между США и временным правительством. МНС вправе принимать все необходимые меры, чтобы способствовать поддержанию безопасности и стабильности в Ираке. Подразделения силовых структур и создаваемые вооруженные силы Ирака будут подчиняться профильным министрам иракского правительства, которое по своему решению может направлять иракские части в распоряжение МНС на время проведения соответствующих операций под единым командованием многонациональных сил. В то же время МНС, как на том настаивали США, не будут находиться под юрисдикцией национального законодательства Ирака. Мандат этих сил может быть пересмотрен СБ ООН в любой момент по просьбе иракского правительства и не позднее 12 месяцев со дня принятия данной резолюции. Срок действия мандата МНС рассчитан на период до завершения процесса политико-конституционного восстановления в Ираке (31 декабря 2005 г.). Затем американские войска могут остаться в Ираке на основе отдельного двустороннего соглашения с иракским правительством.

Резолюция № 1546 содержит обращение к государствам и международным организациям об оказании поддержки национальному иракскому правительству, в том числе в обеспечении безопасности и стабильности в стране, в защите его сухопутного, морского и воздушного пространства, в предотвращении и противодействии терроризму. Тем самым она открывает дорогу для легитимного прихода НАТО в Ирак. США настояли на включении в документ обращения к государствам ООН, международным и региональным организациям с призывом внести вклад в МНС, включая отправку вооруженных сил, по согласованию с иракским правительством, оказать помощь в формировании силовых и правоохранительных структур Ирака. Это обращение не обязывает Россию посылать своих военнослужащих. Как заявил министр иностранных дел С.Лавров, РФ не намерена участвовать в многонациональных силах в Ираке и в подготовке иракской национальной армии. Франция также заявила, что не будет посылать свои войска в Ирак.

28 июня состоялась формальная процедура передачи власти в Ираке от оккупационных властей временному национальному правительству Ирака. Эта дата оказалась неожиданной для наблюдателей, поскольку акт смены власти произошел на два дня раньше установленного срока. Это было сделано по соображениям безопасности. Американская администрация в Ираке, как и ВУСИ, прекратила свое существование, и П.Бремер отбыл в США. С этого дня полностью восстановлен суверенитет Ирака. Новым иракским властям был передан и С.Хусейн.

В ходе российско-американских контактов в минувшее полугодие США неоднократно поднимали вопрос о списании Россией иракских долгов. На саммите в Си-Айленде президент Дж.Буш вновь обратился с этим призывом к В.Путину. С положительным решением этого вопроса США увязывают перспективы получения российскими компаниями нефтяных контрактов в Ираке. Россия готова решать вопрос об облегчении долгового бремени Ирака путем реструктуризации (отсрочки) внешней задолженности, но не списывать долг. Вопрос долга – это и инструмент воздействия, который Москва хотела бы использовать в процессе выстраивания отношений с новыми иракскими властями.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Международное положение России | Первое полугодие | Ситуация вокруг Ирака

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх