новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Международное положение России | Первое полугодие | Отношения с США

Отношения с США

В минувшее полугодие внешнеполитическая часть повестки дня российско-американских отношений охватывала ситуацию в Грузии, Ираке, Афганистане, вопросы борьбы с международным терроризмом и распространением ОМУ (ядерные программы Ирана и Северной Кореи). Эти проблемы обсуждались в ходе визита госсекретаря США К.Пауэлла в Москву 26-27 января, переговоров помощника президента США по национальной безопасности К.Райс с В.Путиным в Ново-Огарево 15 мая.

Многие в правящей элите США заговорили о пагубном "разрыве в ценностях" между двумя странами. Вашингтон предостерег Москву, что поддержка сотрудничества с РФ может стать для американской администрации непомерным бременем, если демократические ценности в России окажутся под угрозой. Администрация Дж.Буша подверглась критике в Конгрессе за то, что, сохраняя хорошие отношения с В.Путиным, она якобы закрывает глаза на ущемление демократических свобод в России. Правые республиканцы подталкивали администрацию к тому, чтобы вести дела с Россией с более жестких позиций. Они предлагали исключить РФ из "большой восьмерки" и не приглашать В.Путина на саммит в Си-Айленде.

Хотя администрация Дж.Буша продолжала строить партнерские отношения с российским руководством и игнорировала эти призывы, она ясно выражала свое недовольство отдельными элементами российской политики (Грузия, дело М.Ходорковского, положение СМИ и т.д.), не желая быть обвиненной своими оппонентами в предвыборной гонке в попустительстве росту антидемократических тенденций в России. Администрация Дж.Буша не захочет повторять ошибок Б.Клинтона, который в прошлой избирательной кампании оказался очень уязвимым для критики за чрезмерную мягкость в отношении политики Б.Ельцина.

Причины возникающих расхождений Россия и США понимают по-разному. Москва считает, что имеющиеся тактические разногласия связаны с проведением Россией самостоятельной внешней политики и защитой российских интересов за рубежом, и они не являются непреодолимым барьером в развитии двусторонних отношений. Американская администрация видит причины расхождений в отступлении России от демократических норм и принципов. Ратуя за политическое решение чеченской проблемы, США подтверждают, что это внутреннее дело России – в отличие от ЕС, в котором далеко не все разделяют эту точку зрения. Они не ставят под сомнение принадлежность Чечни Российской Федерации, признают присутствие террористов в Чеченской республике, однако на первое место ставят соблюдение прав человека и международных норм. По мнению США, долгосрочное решение проблемы притока террористов, оружия и нелегальных денег в Чечню, в том числе и из Панкисского ущелья Грузии, может быть достигнуто лишь с политическим урегулированием чеченской проблемы, хотя сомневаются, что оно достижимо в настоящее время.

США пытаются развеять беспокойство России в связи с планами передислокации американских вооруженных сил, развернутых в различных регионах мира. Они утверждают, что не намерены наращивать свое военное присутствие вблизи российских границ в Европе и Азии. Это не исключает развертывания некоторых "временных" военных объектов на территории бывших стран Варшавского Договора (и, возможно, некоторых республик бывшего СССР), на которых американские войска могли бы в течение короткого периода времени проводить учения, равно как и использования авиабаз этих стран для быстрой переброски войск в кризисные районы Центральной Азии, Персидского залива, Ближнего Востока. Администрация Дж.Буша исходит из того, что Россия и США сейчас являются друзьями, а не противниками, и поэтому Москва не должна рассматривать возможные изменения в базировании американских войск в духе холодной войны.

Планы Пентагона по перебазированию части американских сил из Европы и Южной Кореи интенсивно обсуждаются в США с конца 2003 г. В частности, военное присутствие в Германии может быть сокращено наполовину. Позитивной стороной этих планов является снижение уровня унаследованного от холодной войны военного противостояния на западном направлении. Однако почти автоматически возникают другие проблемы, связанные с перемещением центра тяжести американских (и натовских) военных усилий в регион Ближнего и Среднего Востока и в этой связи с "освоением" Западом постсоветских государств Закавказья и Центральной Азии.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Международное положение России | Первое полугодие | Отношения с США

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх