новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Передел собственности и новая внутриэлитная конфигурация

Передел собственности и новая внутриэлитная конфигурация

Одним из важнейших событий полугодия стал прошедший 19 декабря аукцион по продаже главного актива ЮКОСа компании "Юганскнефтегаз". Его важность заключается прежде всего в том, что раздел одной из ведущих компаний в ключевой отрасли российской экономики может кардинально изменить и балансы сил в политике. Более того, история с "Юганскнефтегазом" может стать отправным пунктом в еще более масштабном процессе передела собственности.

Аукциону предшествовало планомерное наступление правоохранительных органов на ЮКОС, выдвижение ему все новых и новых налоговых претензий. Внутри команды В.Путина сформировались два подхода к тому, как нужно добиваться перераспределения собственности ЮКОСа. Согласно одному из них необходимо максимальное привлечение крупных западных банков и компаний, с тем чтобы придать разделу активов ЮКОСа международную легитимность. Второй базировался на идее более решительного изъятия активов, исходя из интересов и возможностей российских игроков. В конечном итоге власть выбрала первый вариант. Однако его реализация оказалась неудачной, поскольку ЮКОСу после обращения в суд в Хьюстоне удалось добиться судебного запрета на все операции с активами и имуществом компании в связи с перспективами объявления ее банкротом. И хотя решение американского суда не имеет силы на территории России, западные инвесторы вынуждены были отказаться от участия в аукционе в какой-либо форме, опасаясь наложения ареста на их активы в США. Поэтому российской власти пришлось использовать иную схему – покупки "Юганскнефтегаза" через компанию-однодневку, роль которой сыграла некая "Байкалфинансгруп", которая продала затем актив "Роснефти".

Многие эксперты к концу 2004 г. начали усматривать в борьбе Кремля против ЮКОСа и начало подготовки команды президента к ресурсному обеспечению процесса передачи власти в 2007–2008 гг. При этом, однако, возникает ряд серьезных проблем.

Во-первых, существует реальная опасность того, что нарастание внутриэлитной конфронтации может помешать довести до конца проект формирования жесткой вертикали и стать угрозой для стабильности. И проблема вовсе не в активности ЮКОСа, который намерен и дальше оспаривать аукцион в судах. Дело в более существенном. Так, благодаря жестким действиям против ЮКОСа, когда от стадии ликвидации политической угрозы, исходившей от компании, власть перешла к ее переделу, внутри самой власти усилилось расхождение интересов конкурирующих друг с другом ФПГ. На эти проблемы следует смотреть с учетом опыта Украины. Там в результате накопления массы противоречий и конфликтов внутри элиты, причем, главным образом, на базе конфликтов по поводу собственности, недовольные элитные группировки фактически открыли путь для реализации классического революционного сценария – в поисках поддержки они призвали на помощь часть населения, неудовлетворенную ситуацией. Катализатором этого процесса явилось нарастание социально-экономических и бытовых проблем общества и паралич властных механизмов в результате того, что часть бюрократии в условиях непрерывной борьбы кланов устала от хронической ротации. Не исключено, что если внутри российской элиты разгорится полномасштабный передел собственности, сопровождаемый невниманием к проблемам населения, к 2007–2008 гг. накопится критической масса неудовлетворенности, вполне достаточная, чтобы стать угрозой стабильности.

Во-вторых, борьба за наследие ЮКОСа обнаружила острейшие противоречия уже внутри новой элиты, пришедшей на смену старокремлевской. Можно выделить, как минимум, три группы интересов, боровшихся за право приобретения "Юганскнефтегаза". Это группа "питерских силовиков", группа, стоящая за руководством "Газпрома", который долгое время считался основным претендентом на "Юганскнефтегаз", и коалиция, сформировавшаяся вокруг альянса "Промстройбанка СПб" и Внешторгбанка. Их борьба еще задолго до аукциона стала переноситься на другие отрасли экономики. Конфликты между этими группами не позволили провести на практике одобренное президентом решение о поглощении "Газпромом" государственной нефтяной компании "Роснефть" и создании на этой основе крупнейшей нефтегазовой корпорации. Судя по всему, борьба за "Юганскнефтегаз" между различными группами "питерской элиты", продолжится.

В-третьих, одним из последствий этой борьбы может стать стремление выигравших групп любой ценой остаться при власти, поскольку в складывающейся ситуации любое дистанцирование от нее чревато утратой приобретенного бизнеса. Данное обстоятельство, несомненно, будет способствовать возрастанию напряженности и конфронтации в российских верхах, что может наряду с упоминавшимися выше факторами оказаться серьезной угрозой для общественной стабильности. Либо, если группы, выигравшие от процесса передела собственности, начнут испытывать сомнения в том, что они смогут удержать ее, и начнут опасаться за свое будущее, то новые "хозяева" постараются конвертировать собственность в деньги и вывезти капитал за рубеж. Кстати, уже отмечается высокая мобильность капитала, принадлежащего некоторым из кланов новой элиты. В этом случае власть рискует потерять не только реноме, но и те ресурсы, ради которых шла борьба. Очевидна необходимость жесткого государственного контроля над экономическим поведением новых владельцев приватизированной собственности.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Передел собственности и новая внутриэлитная конфигурация

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх