новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Переплетение внутренних и внешних условий путинских реформ

Переплетение внутренних и внешних условий путинских реформ

Намеченные на 2005 год коммунальная реформа, монетизация льгот, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, еще не начавшись, наложили заметный отпечаток на политические и экономические процессы. Главным оружием оппозиции против новаторского курса явилось разрушение доверия населения к государству. Несмотря на свою относительную маргинализацию, политические игроки, чьи интересы были укоренены в статус-кво, сохранили в своем распоряжении значительные ресурсы, которые и были ими брошены на расшатывание массовой поддержки президента.

В том же направлении действовала и террористическая агентура. Массированная атака на Россию в конце августа – начале сентября, захват школы в Беслане оказали сильное влияние на политико-психологический климат в стране. Как показали опросы общественного мнения, пошатнулись надежды россиян на способность В.Путина и его команды защитить Россию от угрозы терроризма, обеспечить стабильность и порядок. Явная неспособность государственных структур противостоять усилившемуся террористическому давлению стала поводом для форсированной реформы политической системы, необходимость которой официально объяснялась задачами укрепления безопасности страны.

Августовско-сентябрьская волна террора нанесла и ущерб международному авторитету России, причем более существенный, чем в 2002 г., когда террористы провели операцию на Дубровке в Москве. В правительственных кругах ведущих государств открыто выражалась обеспокоенность надежностью защиты российских арсеналов оружия массового поражения от возможных атак со стороны террористов. Поскольку в такой ситуации руководство РФ продолжало активную внешнюю политику, подчас входя в противоречие с интересами ЕС и США, на Западе начался "катализ" антироссийской истерии.

Фактором, приведшим к резкому ухудшению отношений, стала позиция Кремля в ходе президентской кампании на Украине. Москва оказала огромную помощь кандидату от "партии власти" В.Януковичу, широко использовавшему административный ресурс. В итоге был нанесен мощный удар по лидирующему и консолидирующему положению России на постсоветском пространстве. В настоящее время практически во всех странах СНГ отмечается усиление скепсиса в отношении способности России выполнять функции региональной сверхдержавы, "гравитационного центра" Содружества.

Украина и ЮКОС стали серьезными поводами для развертывания психологической войны Запада против России. Подчеркивая отсутствие в правящей команде ярких и опытных политиков, западные оппоненты также способствуют формированию в российском массовом сознании антиреформаторских и антипатриотических установок.

Визит В.Путина в Китай в октябре показал, что и российско-китайские отношения носят далеко не идиллический характер, хотя в официальной прессе и обозначаются как стратегическое партнерство. Не проводя широкомасштабных пропагандистских кампаний, Китай поступает более прагматично. За свою сдержанность он требует участия в российской экономике, добиваясь подчас впечатляющих уступок.

Своеобразным отражением внешнеполитических проблем России являются текущие процессы в ее экономике. К концу года показатели социально-экономического развития заметно ухудшились. Отчасти это было вызвано влиянием факторов долгосрочного характера, в частности так называемой "голландской болезни", когда огромный поток нефтедолларов не инвестируется в реальный сектор, а направляется в спекулятивные операции и снова уходит за границу. Замедление темпов обусловливалось и экономической политикой правительства, которая способствовала росту деловой неопределенности. И, наконец, слишком тяжелым бременем для экономики оказывается рост расходов на оборону и безопасность. Несмотря на прекрасную конъюнктуру, сложившуюся на мировом рынке для российской добывающей промышленности, сбалансировать растущий "военный" бюджет (включая и расходы неармейских "силовых" структур) и капиталовложения в "мирный" сектор экономики не удается. Симптомом этого является растущее давление на рубль инфляционной составляющей, которая, по-видимому, станет еще заметнее в новом году.

Все это привело к тому, что к концу второго полугодия в правительстве усилились разногласия. А.Кудрин и Г.Греф, а также советник президента по экономике А.Илларионов открыто заявили о невыполнимости в условиях нарастания государственных расходов задачи удвоения ВВП к 2010 г. "Силовые" ведомства, напротив, успешно склоняли президента к дальнейшему увеличению расходов на перевооружение армии.

Социально-экономическая политика правительства носила в целом противоречивый, двойственный характер, отражающий общую неопределенность ситуации в России и ее места в мировой политике. С одной стороны, предпринимались активные шаги по укреплению государственных и полугосударственных корпораций (Газпром, Сбербанк и Внешторгбанк в банковской сфере). Были приняты решения по обеспечению ключевой роли государства в ряде отраслей экономики (составлен список стратегических предприятий, не подлежащих приватизации, начата разработка законов, допускающих участие в аукционах по месторождениям, имеющим особую государственную важность, лишь ограниченного количества компаний, обладающих доверием государственных органов). При этом значительно ухудшились инвестиционные показатели. Во втором полугодии в катастрофическом состоянии оказался фондовый рынок, резко снизилась капитализация ведущих российских компаний. Иными словами, реализация мер по переводу экономики на рельсы госкапитализма сопровождалась негативными последствиями для самого государства, а не укреплением его экономического фундамента.

С другой стороны, правительство оставило на вооружении и радикально-либеральные подходы, перенацелив их из сферы производства на реформирование социальной сферы, где их применимость заведомо сомнительна. Такой подход может быть объяснен прежде всего тем, что, переводя в условиях недостаточного инвестиционного обеспечения важнейшие экономические структуры страны на рельсы госкапитализма, власть пытается решить эту проблему за счет внутреннего накопления, перераспределив финансы в пользу контролируемых ею естественных монополий и "силового" блока. Но этот маневр усиливает социально-политическую напряженность и, соответственно, способствует возникновению новых рисков, ухудшая инвестиционную ситуацию. Самые худшие опасения подтвердились после того, как парламент одобрил правительственную программу монетизации льгот, которая начнет реализовываться в 2005 г. Был также утвержден Жилищный кодекс, введение которого окончательно похоронит традицию предоставления бесплатного жилья массовым категориям населения, приведет к значительному увеличению налога на недвижимость, узаконит практику выселения жильцов из квартир по договорам о найме. С частью предлагаемых реформ согласиться трудно и даже невозможно любому вменяемому гражданину России.

Правительство рассмотрело концепцию реформы образования, предполагающую сохранить более или менее бесплатным только среднее образование. В общих чертах была одобрена и концепция реформы Академии наук, центральной идеей которой является коммерциализация использования госсобственности, находящейся в ведении РАН. Правительство ознакомило общественность и с некоторыми ключевыми идеями разрабатываемой реформы здравоохранения. Они также ориентированы на коммерциализацию.

Ожидание болезненных реформ социальной сферы способствовало усилению общественного пессимизма. Даже министр социального развития и один из авторов этих реформ М.Зурабов был вынужден признать, что усилия власти по их пропаганде оказались тщетными. Население не верит, что реализация программы монетизации льгот улучшит материальное положение льготников. Жилищная реформа, негативные последствия которой предполагается компенсировать за счет ипотечного кредитования, наталкивается на явно недостаточный рост покупательной способности населения, а также очевидное недоинвестирование реального сектора. По данным Минэкономразвития, налицо как минимум 30-кратное отставание темпов развития ипотеки от заданного уровня. На аналогичные подводные камни наталкиваются пенсионная и другие реформы.

Во втором полугодии резко участились протестные выступления населения. Все более сказывается фундаментальное противоречие президентства В.Путина между консервативно-патерналистскими ожиданиями большинства населения, которое составляет массовую базу поддержки нынешнего президента, и его планами радикальных рыночных реформ. В частности, заметно упала популярность "партии власти". Это ясно продемонстрировали декабрьские выборы в регионах.

Не исключено, что с приближением к новым выборам власть вновь "опрокинет" ситуацию, вернув либеральные правила в экономику, а патернализм – в социальную сферу.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Переплетение внутренних и внешних условий путинских реформ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх