новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Первое полугодие | Рыночные реформы и новые вызовы

Рыночные реформы и новые вызовы

Еще в ходе предвыборной кампании В.Путин давал понять, что на втором сроке президентства намерен провести назревшие рыночные реформы, и в первую очередь административную и социальные. В дальнейшем перед властью встала проблема преодоления противоречия между постулируемой необходимостью реформ и негативным отношением к ним со стороны большинства населения.

Теоретически может быть лишь два пути выхода из такой ситуации. Один состоит в том, чтобы, опираясь на политическую волю власти и используя ресурс ее популярности, резко ограничивая легальные каналы оппонирования, попытаться жесткими административными способами провести преобразования в жизнь, не обращая особого внимания на неизбежный протест населения. Второй путь предполагает принятие решений с учетом различных общественных интересов при подключении всех реально функционирующих гражданских институтов.

Как показало развитие событий, власть решила пойти по первому пути, пытаясь при этом сохранить стабильность. В целях минимизации рисков было предприняты дополнительные меры по укреплению системы "управляемой демократии". Так, был принят закон "О шествиях, митингах, демонстрациях и пикетах", который ввел вместо прежней уведомительной процедуры их проведения разрешительную. В первоначальном варианте закона предполагалось установить жесткие ограничения, касающиеся места проведения мероприятий, запретив митинги и демонстрации у зданий органов власти. Был также принят новый закон о референдуме в Российской Федерации, резко усложнивший процедуру выдвижения и регистрации инициативных групп в Центральной избирательной комиссии. Этот закон направлен на то, чтобы заблокировать попытки оппозиционных сил инициировать референдумы, используя, например, недовольство большинства населения страны реформами социальной сферы.

Наиболее политически значимыми в рассматриваемый период, помимо административной реформы, стали законодательные инициативы власти, касающиеся регулирования жилищно-коммунального хозяйства, отмены социальных льгот и изменения налоговой системы в части распределения налогов между центром и регионами. Стратегическая линия федеральной власти прочерчена таким образом, чтобы в ближайшие годы перевести жилищно-коммунальное хозяйство на рыночные основы, ликвидировать разветвленную систему социальных льгот, возложив при этом реальную ответственность за проводимые преобразования на местные власти, но усиливая перераспределение доходов в пользу центра. Акцент на такого рода централизации обусловлен стремлением сочетать экономические реформы с укреплением государственности и национальной безопасности. В дальнейшем планируется реализовать реформы здравоохранения и образования.

Разумеется, переход к осуществлению социальных реформ, которые неизбежно окажутся болезненными для большей части населения, создаст серьезные проблемы для власти. В президентских и правительственных структурах, как представляется, это вполне сознают, уповая, что огромная популярность президента, консолидация власти, отсутствие влиятельной оппозиции – все это позволит пережить трудный период, избежав дестабилизации.

На начальном этапе формирования законодательной базы реформ эти предположения отчасти подтвердились. Государственная Дума при совершенно спокойной реакции общества приняла Жилищный кодекс в первом чтении. Однако обсуждение изменений в налоговое законодательство вызвало скрытое сопротивление губернаторского корпуса, которое отчетливо проявилось в ходе майского заседания Государственного Совета. Региональные лидеры в условиях перспективы дальнейшего сокращения налоговой базы явно не хотели брать на себя ответственность за непопулярные социальные реформы. Что же касается проектов отмены социальных льгот, то они встретили более резкую, чем ожидали власти, негативную реакцию общественности, причем не только российской. Например, ведущие организации, представляющие интересы российских инвалидов обратились с открытым письмом к президенту В.Путину с просьбой отказаться от отмены льгот для инвалидов. А в МВФ к планируемой реформе отнеслись как к чересчур социально жесткой и, возможно, просто излишней. В ситуации нарастания протестных настроений Федерация независимых профсоюзов России, долгое время не проявлявшая никакой публичной активности, вынуждена была организовать в июне всероссийскую акцию протеста. Хотя очевидно ставилась задача "выпускания пара"1, был продемонстрирован значительный потенциал протестных настроений. В результате Совет Федерации выступил против редакции законопроекта о монетизации льгот, вносимой в Государственную Думу.

Судя по всему, исполнительная власть оказалась неготовой к жесткой общественной реакции на проект отмены льгот. Новые вызовы усилили разногласия в правящем лагере. Импульс к этому дал президент. Сначала он, находясь в заграничной поездке, заявил, что размеры денежных компенсаций, предлагаемых правительством, слишком малы, затем – пообещал сохранить льготы для военнослужащих на Крайнем Севере. Наконец, на совещании в Кремле 25 июня В.Путин заявил, что правительство должно быть готово к тому, чтобы финансировать в 20 раз большие расходы на социальные нужды, чем ныне. Это свидетельствовало о том, что правительство не может полностью положиться на поддержку президента, что существует риск корректировки плана реформ через их эмиссионное финансирование. Правительство предприняло разрозненные уступки протестным настроениям. В частности, было объявлено о введении льготного тарифа для инвалидов на проезд по железной дороге. Таким образом, с нарастанием сопротивления планам реформ в действиях власти стали проявляться элементы неуверенности, неопределенности.

Имело место и нехарактерное для текущей общественно-политической ситуации политическое лавирование. Так, к концу рассматриваемого периода обозначились намерения укрепить левый центр в российской политике. Некоторые депутаты Государственной Думы от "Единой России" высказывали мысль о целесообразности выделения из нее левого крыла, политическая платформа которого должна приобрести социал-демократическую окраску. Судя по всему, данная инициатива была согласована не только с руководством президентской администрации, но и с частью наиболее авторитетных региональных лидеров. Дрейф влево обозначила и фракция "Родина".

Названными выше обстоятельствами обусловлена и попытка выработать новую стратегию в отношении КПРФ, которую связывают с заместителем руководителя администрации президента И.Сечиным. Ее суть заключает в отказе от установки "бить на поражение" и выстраивание дружественных, партнерских отношений с компартией.

Впрочем, пока рано говорить, насколько далеко готовы пойти высшие политические менеджеры в конструировании механизмов трансляции общественных интересов. Руководство ЕР, которому такой "раскол" не выгоден, тормозит движение в этом направлении, предпринимая шаги, направленные на консолидацию и численный рост рядов партии. В итоге "раскольники" рискуют превратиться в маргиналов, потерять старую базу и не приобрести новой. Эти опасения сдерживают центробежные тенденции в ЕР.

При этом администрация президента, опасающаяся ловушек однопартийности и, в то же время, стремящаяся к полной управляемости, пытается обкатывать "управляемую многопартийность" на региональном уровне. В минувшем полугодии в силу вступила поправка, согласно которой не менее половины депутатов парламентов субъектах Федерации должны избираться по партийным спискам.



1 ФНПР явно стремилась ослабить протестные настроения и способствовать распространению в общественном мнении умеренных требований (например, не возражать в принципе против идеи перевода социальных льгот в денежную форму, а просить лишь перенести выполнение этого решения на более позднее время).

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Первое полугодие | Рыночные реформы и новые вызовы

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх