новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Первое полугодие | Переходный период

Переходный период

Первое полугодие 2004 года войдет в новейшую политическую историю России прежде всего как переходный период от первого ко второму президентству В.Путина. Отсюда – очевидная проблемность и неопределенность этого периода.

Еще задолго до выборов, состоявшихся 14 марта, в победе на которых действующего президента России никто не сомневался, в политических и экспертных кругах развернулась дискуссия о программном содержании второго срока В.Путина. Суть дискуссии состояла в том, сохранит ли В.Путин в качестве приоритета своей политики поддержание общественно-политической стабильности, или же сделает ставку на продолжение рыночных реформ. В пользу первого выбора говорили такие факторы, как устойчивость и предсказуемость внутриполитического процесса последних лет, незаинтересованность основных акторов политики, ведущих групп населения, да и значимых общественных слоев в каких-либо серьезных изменениях. Этот мотив акцентировался организаторами предвыборной кампании президента, однако он был не единственной ее темой. На необходимость второго пути указывали нерешенные проблемы российской экономики и социальной сферы, которые не могли быть урегулированы при сохранении status quo. Поэтому общей формулой кампании стал лозунг "проведения реформ в рамках порядка", хотя в чистом виде, как лозунг, он особо не выпячивался ввиду своей абстрактности и неоднозначности. Ведь для осуществления политики перемен требовались важные политические условия, которые нельзя было озвучить до определенного момента.

Президенту как ключевому институту российской политики нужна была новая легитимность, которая позволила бы ему значительно ослабить зависимость от основных групп интересов и балансов сил, сложившихся между ними, и тем самым стать более свободным для проведения инициативной политики. Процесс обретения этой легитимности начался еще в ходе думских выборов декабря 2003 г., а возможно, как полагают некоторые эксперты, и еще раньше – с началом "дела ЮКОСа" и отставкой А.Волошина.

В рассматриваемый период формирование новой легитимности президента В.Путина было завершено. Юридически оно закреплено итогами выборов главы государства. Параллельно с обретением новой легитимности выстраивалась и новая конструкция власти, обновлялись балансы сил внутри элиты. Эти изменения позволили президенту официально провозгласить переход к политике продолжения рыночных реформ, задачи которой на ближайшее время были сформулированы в ежегодном президентском послании Федеральному Собранию, с которым В.Путин выступил 26 мая.

Вместе с тем, переход к политике реформ неизбежно ставил власть перед новыми вызовами, поскольку большая часть намеченных преобразований должна затронуть социальную сферу, оказаться весьма болезненной для значительной части населения страны. В этой связи ключевым становится вопрос о методах проведения новой политики. Будет ли она проводиться как жесткая линия, в опоре в основном на ресурс популярности президента, при игнорировании оппозиции? Или же курс реформ станет осуществляться на базе сотрудничества разных социальных слоев при максимально возможном использовании институтов и механизмов согласования социальных и политических интересов, представленных в обществе?

В конце полугодия именно этот вопрос оказался на повестке дня, и от того, как он решится, в немалой степени будут зависеть среднесрочные перспективы российской политики.

  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2004 г. № 21-22 | Основные тенденции внутриполитического развития | Первое полугодие | Переходный период

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх