новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Второе полугодие | Отношения с США

Отношения с США

Главным событием в российско-американских отношениях в минувшее полугодие стал визит Президента РФ В.Путина в США в сентябре одновременно с его участием в сессии Генеральной ассамблеи ООН. Пропагандистский фон визита оказался не самым благоприятным. "Дело ЮКОСа" было использовано как предлог для возобновления активной критики внутренней и внешней политики РФ, которая (критика) зачастую адресована и нынешней американской администрации, "проглядевшей" негативные тенденции в России. Кроме того, США раздражены "двусмысленными" позициями Москвы по иракскому вопросу и по ядерной программе Ирана, когда Москва, как представляется на Потомаке, не хочет препираться с Вашингтоном открыто и в то же время не говорит ему "да".

К негативным тенденциям нынешнего этапа российско-американских отношений следует отнести и возобновление официальной критики в адрес российских действий в Чечне. Заместитель помощника госсекретаря США С.Пайфер незадолго до визита В.Путина представил критический доклад о ситуации в Чечне. Пайфер констатировал, что "конфликт в Чечне и связанные с ним нарушения прав человека являются одним из величайших вызовов нашему партнерству с Россией". МИД РФ ответил на этот доклад в весьма резкой по нынешним временам форме.

Сам визит В.Путина в США, может быть, и не стал "историческим" событием в привычном смысле слова, поскольку он не привел к каким-то прорывным решениям. Главное, что бросалось в глаза, - стремление сторон к тому, чтобы сгладить острые углы, будь то иракский, иранский или северокорейский вопросы. Российский Президент постарался в ходе этого визита закрепить более умеренную позицию (в частности, по иракской проблеме) в сравнении с французской. В ряду областей, где в ближайшее время может быть достигнут прогресс, были выделены эффективное выполнение Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, наращивание сотрудничества между военными ведомствами двух стран. Другие приоритетные направления сотрудничества - укрепление торговых и экономических связей, в том числе за счет устранения препятствий для торговли и инвестиций, сотрудничество в борьбе со СПИДом.

За иракским и иранским вопросами на переговорах в Кэмп-Дэвиде явно отошла на второй план тематика терроризма, которую в последние два года Москва стремится сделать одной из главных в двусторонних отношениях. В этом есть и ряд тревожных для России признаков, поскольку администрация Дж.Буша, хотя и соглашается причислить к террористам ряд экстремистских чеченских группировок, смотрит на нашу чеченскую кампанию шире, чем в контексте борьбы с международным терроризмом. Более того, в своем выступлении на сессии ГА ООН президент Дж.Буш, перечисляя крупнейшие теракты, которые произошли в мире после 11 сентября, обошел молчанием те из них, которые имели место в России (Дубровка, Моздок).

Последние месяцы 2003 г. показали, что место Ирака и Ирана в качестве главных раздражителей в российско-американских отношениях все больше начинают занимать "имперские амбиции" Москвы в ближнем зарубежье. Особенно этому способствовала реакция России на события в Грузии и на срыв российской инициативы по приднестровской проблеме. Ужесточение тона по отношению к Москве было весьма заметно в выступлении государственного секретаря К.Пауэлла на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в Маастрихте 2 декабря. Он, в частности, подверг критике Россию за то, что она не выполняет принятых на себя в Стамбуле в 1999 г. обязательств о выводе войск и боевой техники из Молдавии и за ее неспособность прийти к соглашению с Грузией о судьбе остающихся там российских военных баз. Выступление госсекретаря также показывает, что Вашингтон, хоть и в сдержанной и сбалансированной форме, намерен и дальше критиковать Москву за ее политику в Чечне.

Представитель США в ОБСЕ публично солидаризировался с предварительным отчетом наблюдателей от этой организации на выборах в Государственную Думу РФ, в котором заявляется, что избирательная кампания в России прошла с нарушениями многих стандартов ОБСЕ, а ресурсы государства активно использовались для поддержки проправительственных партий.

Все более отрицательное влияние на российско-американские отношения начинают оказывать планы США пересмотреть схему развертывания своих вооруженных сил в Европе. При этом часть американских баз может быть переведена из ФРГ на территории новых союзников США в центрально- и восточноевропейских странах. В середине декабря консультации по этому вопросу в Варшаве, Софии и Бухаресте вел заместитель министра обороны США Д.Фейт. Предполагается, что уже в 2006 г. первые эскадрильи тактической авиации ВВС США переместятся из Рамштайна (ФРГ) на польский военный аэродром Кшесины близ Познани, который был полностью модернизирован в 2000-2003 гг. в соответствии со стандартами НАТО. При этом в Польше, по-видимому, будет размещена сравнительно небольшая группировка американских сил, ведь основная угроза, которую намерены отражать США, исходит с другого направления, поэтому главное внимание при будущем базировании отводится Румынии и Болгарии.

Газета "Вашингтон пост", выступающая в последнее время в роли антипутинского "боевого листка", утверждает, что "Буш меняет свое мнение о Путине". Действительно, дебаты внутри американской администрации по вопросу о том, как теперь вести себя по отношению к России, значительно обострились. Официально пока дело ограничивается лишь умеренными заявлениями представителя госдепартамента по таким вопросам, как "дело Ходорковского", Чечня или выборы в Думу. Сам президент США старательно избегает делать высказывания, которые могли бы быть истолкованы как намерение вернуться к тому состоянию, которое имело место до встречи в Любляне. Дж.Бушу и впредь будет необходима помощь в борьбе с терроризмом, в решении проблемы иракского долга, в контроле над ядерными программами Ирана и КНДР. Но это уже сейчас не мешает Вашингтону предпринимать такие действия, которые заведомо не могут устроить Москву (подготовка к развертыванию новых баз по периметру российских границ). Даже если администрация США будет реагировать на те или иные действия российских руководителей, ее не устраивающие, достаточно умеренно, сам климат взаимных отношений может быть отравлен выступлениями СМИ, отдельных влиятельных конгрессменов, активными лоббистскими и пиаровскими усилиями оппозиционных российских олигархов, у которых возможности (а главное желание) воздействовать на американское общественное мнение и деловые круги куда больше, чем у государственных структур России. Становится очевидным, насколько верхушечным до сих пор остается российско-американское "партнерство", если значительная (и порой влиятельная) часть элиты в обеих странах только и ищет предлог для того, чтобы вернуться к привычному состоянию если не "холодной войны", то "холодного мира".


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Второе полугодие | Отношения с США

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх