новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Второе полугодие | Отношения с ЕС

Отношения с ЕС

В прошедшем полугодии Россия и Евросоюз продолжили вести активный диалог и совершенствовать механизм сотрудничества с целью формирования отношений стратегического партнерства и продвижения вперед процесса интеграции РФ в Европу. Cтороны разработали конкретные меры для наполнения реальным содержанием интеграционной формулы создания четырех "общих пространств". По словам председателя Совета ЕС итальянского премьера С.Берлускони, саммит Россия - ЕС, прошедший в Риме 6 ноября, знаменовал собой помолвку России и Запада. Берлускони выразил надежду, что однажды состоится их бракосочетание. При рассмотрении отношений ЕС с третьими странами на заседании Европейского Совета в Брюсселе 12 декабря была подчеркнута стратегическая ценность отношений с Россией, важность развития самого широкого партнерства с РФ с целью все большей интеграции ее в Европу.

Несмотря на подобные обнадеживающие декларации, именно из-за позиции ЕС России не удалось в этом полугодии ни решить проблему безвизового режима, ни завершить переговоры о вступлении в ВТО. Чтобы выбраться из первого из упомянутых тупиков, было решено пойти по пути заключения двусторонних соглашений по облегчению визового режима с теми странами ЕС, которые этого пожелают. Такие соглашения РФ заключила с Италией и Германией. Отмена виз обозначена как средне- и долгосрочная цель, а в более близкой перспективе стороны надеются договориться об отмене виз для некоторых категорий граждан для содействия взаимным поездкам.

Недостаточно активно, по мнению Москвы, использовались возможности созданного Постоянного совета партнерства (ПСП) Россия - ЕС, в том числе и для координации совместной работы на уровне ведомств РФ и Евросоюза. ЕС был поглощен проведением межправительственной конференции по Европейской конституции, решением вопросов в связи с предстоящим существенным расширением своего состава (до 25 стран) и не уделял должного внимания освоению новых механизмов сотрудничества с Россией. Учитывая напряженный график ЕС на будущий год, есть угроза, что история может вновь повториться, и поэтому Москве придется чаще брать на себя инициативу, чтобы полезные начинания года минувшего не увязли в брюссельской бюрократической рутине.

Проблема расширения ЕС на ЦВЕ порождает у России опасения не только экономического, но и политического свойства. Евросоюз настаивает на том, что Россия обязана подписать к 1 мая 2004 г. со всеми новыми 10 членами ЕС документы о распространении на них условий Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое она заключила с нынешними 15 странами ЕС. Здесь для России возникает очевидная коллизия - ее отношения с ЕС нынешнего состава (15-ти) явно более благоприятные, чем с некоторыми из будущих членов. И с присоединением Латвии и Эстонии к СПС Россия - ЕС Москва во многом утратит возможность оказывать на них давление по защите прав русских меньшинств, так как такое давление будет уже рассматриваться как направленное не только на эти два прибалтийских государства, но и на Евросоюз в целом. Таким образом, Таллин и Рига попадут под коллективную защиту ЕС, что существенно ограничит арсенал политических средств воздействия России на них, и здесь на первое место должны выйти инструменты экономического давления.

Различную оценку в Москве и Брюсселе вызвало избрание А.Кадырова президентом Чеченской республики. Скептическое восприятие этого события Евросоюзом контрастировало с пафосом российских властей, поэтому по взаимному согласию чеченская тема была опущена в итоговых документах римского саммита. Это навлекло критику на председателя Совета ЕС С.Берлускони со стороны председателя Европарламента П.Кокса, который считает, что мнение ЕС о ситуации в Чечне не должно замалчиваться (вообще, итальянский премьер подвергся в те дни резким нападкам со стороны прессы и Европарламента за свою "мягкую" позицию в отношении России, а министры иностранных дел ЕС 17 ноября даже приняли специальное решение о недопустимости "разнобоя" внутри Евросоюза в подобных вопросах). Вместе с тем, в ходе саммита представители ЕС выразили солидарность с Россией в вопросе борьбы с "чеченским терроризмом" и поддержку конституционной реформе в этой республике, в которую, по их убеждению, должны вовлекаться все более широкие слои населения. ЕС выразил надежду на открытие в ближайшем будущем на Северном Кавказе представительства Еврокомиссии по оказанию гуманитарной помощи. Президент В.Путин предложил, чтобы оно дислоцировалось в самой Чечне, и обещал личные гарантии обеспечения его безопасности.

Что же касается российско-украинского спора вокруг острова Тузла и режима Керченского пролива, ЕС предложил сторонам, в случае невозможности достичь взаимоприемлемого решения, передать дело на рассмотрение Международного суда ООН в Гааге. По конфликту в Молдавии ЕС настаивал на пунктуальном выполнении Россией своих обязательств о выводе военной техники и вооружений из Приднестровья.

Большинство стран ЕС добивалось включения в итоговый документ саммита Россия - ЕС резко критических замечаний в адрес РФ по всем вопросам, которые вызывают у них озабоченность. Однако из-за несогласия российской стороны, которая предложила принять очень сжатый вариант итоговой декларации с перечислением только позитивных аспектов двустороннего сотрудничества, и также благодаря тому, что в минувшем полугодии в ЕС председательствовал С.Берлускони, ни одна из критических стрел, направленных в РФ, - о ситуации в Чечне, несвободе российских СМИ, засилье государства в избирательных кампаниях, затяжке ратификации Киотского протокола, "замороженном" конфликте в Молдове, "деле ЮКОСа" (хотя все эти темы обсуждались на переговорах в Риме) - не попала в итоговые документы саммита. Российская сторона умело отвела угрозу появления в документах критических пассажей о Чечне, проявив непреклонность в своем требовании, чтобы в таком случае в них была бы зафиксирована и обеспокоенность России по поводу положения русскоязычных меньшинств в государствах Прибалтики. Понятно, что это условие было неприемлемо для ЕС, поэтому он был вынужден снять всякое упоминание чеченской темы.

По мере реализации одобренной в Риме концепции Общего европейского экономического пространства РФ и ЕС (ОЕЭП) должна возрастать степень взаимозависимости их экономик. Что касается переговоров о вступлении РФ в ВТО, то по-прежнему камнем преткновения остаются разногласия по внутренним российским ценам на энергоносители, вопросу о приватизации энергетики, проблеме воздушного транспорта, услугам в сфере страхования.

В минувшее полугодие Россия и ЕС подписали соглашение о сотрудничестве МВД РФ с Европолом (обмен аналитической информацией и подготовка сотрудников полиции), совместные декларации по вопросу общей внешней политики и политики безопасности, о сотрудничестве в деле урегулирования кризисов. Было продлено действие соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. Россия выдвинула предложение о более тесном сотрудничестве с ЕС в области гражданской обороны, в реагировании на техногенные и природные катастрофы. ЕС предложил продумать возможности сотрудничества в борьбе с распространением ОМУ.

Во внешнеполитической части заседания Европейского Совета 12 декабря в Брюсселе обсуждались отношения ЕС с ведущими партнерами в мире, в том числе с Россией. ЕС подтвердил решимость строить сбалансированные взаимоотношения стратегического партнерства с Россией, в том числе - создать в средне- и долгосрочной перспективе четыре "общих пространства". Совету ЕС и Еврокомиссии поручено подготовить к следующему саммиту Россия - ЕС доклад с оценкой состояния всех аспектов отношений с РФ и предложением мер по укреплению двусторонних отношений. От России ожидают, что до 1 мая 2004 г. она распространит действие СПС на новых членов Евросоюза. Приветствуется прогресс в сотрудничестве между РФ и ЕС в сфере безопасности и обороны, подтверждением чему стало российское участие в совместных учениях ЕС и НАТО по урегулированию кризисов "СМЕ/СМХ-03". Практическое сотрудничество в разрешении конкретных международных кризисных ситуаций будет осуществляться по мере возникновения подходящих для этого условий. Возможности для такого взаимодействия ЕС видит прежде всего в смежном между ними пространстве (подразумеваются "замороженные" конфликты в Закавказье и Молдавии).

На саммите ЕС в Брюсселе был одобрен документ по Европейской стратегии безопасности, в котором изложена позиция Евросоюза по ключевым проблемам международной безопасности и подходы к их решению. О значении, которое ЕС придает сотрудничеству с РФ в области обороны и безопасности, можно судить по тому факту, что при перечислении своих стратегических партнеров Евросоюз поставил Россию на второе место вслед за США, впереди всех остальных - Японии, Китая, Канады и Индии. "Мы должны продолжать работу ради более тесных отношений с Россией, являющихся важным фактором нашей безопасности и процветания. Уважение общих ценностей будет способствовать продвижению к стратегическому партнерству", - говорится в этом документе.

"Проблема Киотского протокола" . На саммите в Риме 6 ноября представители ЕС настойчиво ставили вопрос о необходимости ратификации Россией Киотского протокола, подчеркивая общую ответственность сторон за защиту природной среды Европейского континента. В Совместном заявлении саммита стороны признали свою ответственность за решение общих проблем окружающей среды, в том числе в рамках международных организаций и форумов, и разделяют беспокойство по поводу изменения климата. Видимо, от российской стороны потребовалось большое дипломатическое искусство, чтобы избежать включения в этот документ каких-либо обязательств по ратификации Киотского протокола.

Позиция России стала ударом для ЕС, ведь без ратификации РФ это международное соглашение о сокращении ниже уровня 1990 г. выбросов шести парниковых газов, которые наиболее сильно, по мнению ряда ученых, влияют на изменение климата, не может вступить в силу. США отказались от ратификации соглашения еще в 2001 г. Без ратификации Россией необходимый порог достигнут не будет. И даже оговорка, сделанная А.Илларионовым, о том, что Россия не может ратифицировать этот документ "в его нынешнем виде", - не стала утешением для европейцев. России еще далеко от уровня выбросов парниковых газов, который ей разрешен по Киотскому протоколу. Но соглашение не накладывает никаких ограничений на развивающиеся страны, а это может дать дополнительную фору таким государствам, как Индия и Китай.

Некоторые выводы. Результаты сотрудничества России и ЕС в минувшее полугодие носят характер компромисса. Они не могут в полной мере удовлетворить ни одну из сторон. У России эти итоги вызывают определенное разочарование, поскольку она рассчитывала на качественный скачок в развитии отношений. Большинство стран ЕС заняло более жесткую позицию по тем вопросам взаимоотношений с Россией, по которым, с их точки зрения, Москва не демонстрирует должной приверженности выполнению данных ею политических обязательств (нормы и ценности демократии, обеспечение равных возможностей на выборах президента Чечни и в парламент России, соблюдение прав человека в Чеченской республике, правозащитная проблематика и т.д.).

"Дело ЮКОСа" ставит серьезную проблему в отношениях с ЕС. Запад, конечно, волнует не личная судьба М.Ходорковского, а сохранность инвестиций в России. Однако если в каждом подобном случае европейцы отвергают саму возможность честного судопроизводства в России (при том, что российская Фемида действительно не всегда безгрешна), то как они могут ожидать, чтобы шквал их заведомо предвзятых оценок способствовал воспитанию в российском обществе уважения к суду? О верховенстве закона европейцы твердят неустанно, а сами своей тенденциозной критикой, не дожидаясь вынесения судебного решения, насаждают неверие в российский суд как у граждан РФ, так и у западной общественности. Российским представителям стоило бы обратить на это внимание западных партнеров.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Второе полугодие | Отношения с ЕС

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх