новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Второе полугодие | Общие тенденции

Общие тенденции

Как и все последние годы, внешняя политика Российской Федерации была сосредоточена на укреплении международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, на создании максимально благоприятных условий вхождения в мировую экономику, на экономической и политической интеграции в рамках постсоветского пространства.

В минувшее полугодие ослабла антитеррористическая коалиция. Большой вред ее единству нанесла война в Ираке. Россия находилась перед трудным выбором между Америкой и "старой" Европой. Приближение президентских выборов в США, как это бывало и раньше, способствовало активизации антироссийской кампании, исходящей в первую очередь от противников нынешней американской администрации, стремящихся показать, что ее политика на российском направлении потерпела провал. Эти усилия смыкаются с активной лоббистской и пиаровской кампанией, ведущейся за рубежом оппозиционно настроенными российскими олигархами. Впрочем, и в западной элите в целом предостаточно тех, кого тяготят нынешние квазисоюзнические отношения с Россией.

Предоставление властями Великобритании политического убежища Б.Березовскому и эмиссару чеченских сепаратистов А.Закаеву - убедительное свидетельство подобного подхода. Начатая российскими властями кампания по ограничению политического влияния крупного бизнеса, и прежде всего "дело ЮКОСа", послужила противникам укрепления сотрудничества с Москвой удобным поводом для утверждений, что в России по большому счету мало что изменилось, что ее политику сегодня определяют те, кто настроен против демократии и мечтает о возрождении империи.

Антироссийские выступления многих западных политиков и СМИ, похоже, избавляют нашу страну от некоторых иллюзий. Об этом свидетельствует и значительно более жесткий тон нашей дипломатии при отстаивании национальных интересов в ближнем зарубежье или в диалоге с Евросоюзом. Обращает на себя внимание легкость, с которой была возобновлена критика в адрес НАТО за сохранение ею наступательной военной доктрины и за наличие антироссийских элементов в военном планировании альянса (совещание с участием Президента по вопросам военной стратегии 2 октября).

"Дело ЮКОСа", которое начало раскручиваться с июля, фактически предопределило многие стороны внешнеполитической активности РФ в минувшее полугодие. В той сфере, которая ему подконтрольна, ЮКОС претендовал чуть ли не на формулирование "параллельной внешней политики". Это и вопрос о поставке нефти в США через Мурманск, и проблема маршрута нефтепровода от Ангарска до Тихого океана, и проекты ЮКОСа в странах Центральной и Восточной Европы, которые служат дополнительным козырем компании в общении с российскими властями и от которых непосредственно зависит российский нефтяной экспорт. Например, тот факт, что ЮКОС в 2002 г. получил контрольный пакет акций крупнейшего литовского нефтеперерабатывающего комбината Mazeikiu Nafta и нефтяного терминала Бутинге, через который (после замораживания отношений с Вентспилсским портом) идет на Запад основная доля балтийского транзита российской нефти, делает положение России несколько двусмысленным.

Проблема заключается не только во влиянии "дела ЮКОСА" на инвестиционный климат в России и на отток из нее капиталов. Речь идет о том общественном статусе, который приобрел М.Ходорковский, о его роли в укреплении западного вектора развития России. Опальный олигарх (так же, как и многие его коллеги в России) активно занимался спонсорской деятельностью на Западе. Среди тех, кто получал от него поддержку, - Библиотека Конгресса США, Фонд Карнеги, Американский институт предпринимательства.

Правда, западные партнеры России не собираются из-за "дела ЮКОСа" всерьез портить экономические отношения с ней. Само по себе уголовное преследование предпринимателей не является чем-то экстраординарным, в том числе и для США (взять хотя бы расследования, связанные с корпорациями Enron или Halliburton, в которых, между прочим, имели свой интерес многие влиятельные деятели из окружения Дж.Буша). В то же время и российские власти стремились показать международной общественности, и особенно потенциальным инвесторам, что "дело ЮКОСа" не является проявлением борьбы против бизнеса. Характерно, что западные нефтегазовые компании с гораздо большим спокойствием отнеслись к перипетиям вокруг М.Ходорковского, чем политизированные слои элиты. После его устранения на многие ключевые посты в компании назначены американцы. Некоторые представители ExxonMobil (компании, с которой Ходорковский, как сообщалось, вел переговоры о продаже части акций, хотя официально факт переговоров так и не был подтвержден) в частном порядке даже говорили, что чем скорее с российской сцены исчезнут олигархи, тем лучше будет для России, тем более привлекательной она станет для инвестиций, в первую очередь нефтяных компаний. Арест Ходорковского не повлиял на инвестиционный рейтинг, который присвоило России агентство Moody's.

Но политический климат вокруг России все эти события, конечно, ухудшают. Хотя еще совсем недавно представители истеблишмента ведущих западных стран критиковали систему российского олигархического капитализма гораздо более жестко, чем сейчас это делает Президент РФ. Однако когда дело дошло до преследования конкретных олигархов (особенно тех, которые имеют собственные политические амбиции и олицетворяют проамериканский вектор политики России), настроения изменились. Нужно признать: арест М.Ходорковского, по крайней мере в краткосрочном плане, не прибавит прочности ни внешнеполитическим, ни внешнеэкономическим позициям России.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Второе полугодие | Общие тенденции

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх