новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Палестинская проблема

Палестинская проблема

Согласование в конце 2002 г. четверкой международных посредников "дорожной карты" мирного урегулирования вызвало поначалу неблагоприятную реакцию в регионе, прежде всего в Израиле, где приближались досрочные выборы. Премьер-министр А.Шарон всячески старался продемонстрировать свою жесткость и неуступчивость и почти открыто критиковал как "дорожную карту", так и сам "ближневосточный квартет". По его мнению, необходимо сначала устранить Я.Арафата и все нынешнее руководство Палестинской автономии, разгромить боевиков, и только после этого Израиль признает демилитаризованное палестинское государство с временными границами, а затем могут последовать переговоры об окончательном урегулировании (без уточнения конечных сроков). В конце января, за два дня до всеобщих выборов израильская армия провела в Газе самую масштабную со времени начала второй интифады операцию против террористов. Это усилило электоральные позиции Шарона и блока "Ликуд", который удержал убедительную победу над своим главным соперником, партией "Авода", хотя ему все равно пришлось вести переговоры с более мелкими партиями, чтобы сформировать коалиционное правительство.

Между тем, эти события разворачивались на фоне подготовки американской военной операции против Ирака, и отношение к этой операции в регионе было весьма неоднозначным. В частности, Израиль - хотя устранение режима С.Хусейна было в его интересах - заявил, что он не входит в коалицию, планирующую операцию в Ираке, стоит в стороне от принятия американцами соответствующих решений, хотя и не противодействует им. Такая позиция явно была следствием американского влияния: США не хотели в преддверии войны ставить под вопрос свои позиции в арабском мире и подрывать шансы на успех палестинского урегулирования. Как показал саммит Лиги арабских стран в Шарм-аш-Шейхе в начале марта, большинство арабских лидеров не захотело из-за Саддама вступать в конфликт с США.

Постоянные вспышки насилия на Западном берегу и в секторе Газа не помешали началу реформы палестинской администрации, которой требовали прежде всего США. В середине марта в Палестинской автономии впервые появился премьер-министр. Им стал генеральный секретарь центрального совета Организации освобождения Палестины Махмуд Аббас (Абу Мазен). Хотя Аббас и считался ближайшим соратником Арафата, процесс формирования нового правительства сразу выявил серьезные разногласия между ними. Аббас понимал, что посредники (прежде всего США) делают ставку именно на него, а Арафата стремятся изолировать. Поэтому новый премьер-министр требовал расширения своих полномочий, что фактически открывало путь к уходу Арафата с политической арены. Правда, у последнего оставались определенные рычаги влияния, ведь силы безопасности автономии оставались подчиненными главе ПНА.

Между тем, формирование нового и дееспособного палестинского правительства было главным условием, которое поставил Вашингтон для официального обнародования "дорожной карты". В то же время увязка между решением "иракского вопроса" и палестинским урегулированием - одно из условий, которые поставили Бушу его европейские союзники по антииракской коалиции, в первую очередь Т.Блэр и Х.М.Аснар, которые заняли в этом вопросе даже более жесткую позицию, чем выступившие против иракской войны Германия и Франция. Эта позиция нашла свое отражение в совместном заявлении США, Великобритании, Испании и Португалии по результатам встречи на Азорах в середине марта.

Очевидно, что необходимость поиска новых союзников в иракской войне заставляла Вашингтон заниматься лихорадочным балансированием, объектом которого и стала "дорожная карта". Первоначальные сроки ее представления и так были сорваны из-за сложной обстановки в регионе, затянувшегося формирования правительств Израиля и ПА. В то же время не ясным оставался вопрос о том, допустимы ли какие-то серьезные изменения в согласованном плане "четверки". А.Шарон, сформировавший в марте новое правительство с участием ультраправых партий, давал понять, что он не согласен со многими ключевыми положениями "дорожной карты", в частности с тем, что требования о прекращении палестинского терроризма и о замораживании строительства израильских поселений поставлены на одну доску. Кроме того, израильский премьер требовал, чтобы новое палестинское государство представляло собой ряд кантонов, территориально не соприкасающихся друг с другом и связанных только воздушными коридорами. С этим палестинская сторона согласиться не могла.

В апреле после длительных споров и конфликтов в палестинском лагере правительство автономии было сформировано, а в конце месяца, после приведения к присяге его главы М.Аббаса, США официально представили "дорожную карту" сторонам конфликта. План состоит из трех этапов и предполагает в качестве первого шага отказ от терроризма и насилия и по мере этого уход Израиля с территорий, занятых после начала второй интифады; затем формирование палестинского государства во временных границах; и, наконец (в 2005 г.), соглашение по постоянному статусу и окончание конфликта. Естественно, что "дорожная карта" вызывает серьезные возражения в противоборствующих лагерях, особенно в Израиле, правительство которого считает, что от него требуют конкретных уступок (в первую очередь связанных с поселенческой политикой), а от палестинцев - лишь декларативных (прекращение насилия), которые невозможно проконтролировать. Кроме того, не ясно, по каким критериям "четверка" будет устанавливать, насколько стороны выполняют условия плана.

Серия крупных терактов в Израиле и ряде арабских стран (Марокко, Саудовская Аравия) в середине мая едва не похоронила новый план в зародыше. Тем не менее, А.Шарон (под явным давлением США) все же уговорил свой кабинет принять "дорожную карту", хотя к ней было выдвинуто 12 оговорок. После встречи Шарона с Аббасом удалось смягчить взаимную конфронтацию, ослабить режим блокады палестинских территорий. В ходе поездки президента США Дж.Буша на Ближний Восток в начале июня состоялись его встречи с лидерами ряда арабских стран, а также с А.Шароном и М.Аббасом. Дипломатия американского президента на первый взгляд дала результат: Шарон согласился демонтировать часть поселений и признал, что палестинское государство должно быть территориально единым, а не разобщенным. В свою очередь Аббас заявил о необходимости прекратить интифаду, обещал предпринять решительные действия (в том числе с использованием сил безопасности) с целью пресечения проявлений ненависти в отношении Израиля.

Однако новый взрыв насилия, последовавший сразу после отъезда Буша, показал, что конфронтация началась уже внутри палестинского лагеря. ХАМАС, "Исламский джихад" и "Бригады мучеников Аль-Аксы" заявили, что не признают решения М.Аббаса о прекращении интифады и отказываются от переговоров с администрацией Палестинской автономии. Потребовался новый тур дипломатических усилий со стороны США (поездки госсекретаря К.Пауэлла, помощника президента по национальной безопасности К.Райс), чтобы палестинские экстремистские группировки (причем не все) согласились на перемирие, а израильские войска покинули северные районы Газы и Вифлеем.

22 июня в Иордании на берегу Мертвого моря состоялась встреча представителей четверки международных посредников (от РФ - И.Иванов), которая рассмотрела ход выполнения "дорожной карты" и выразила озабоченность продолжающимся насилием с обеих сторон. Одновременно там же проходило выездное заседание Всемирного экономического форума.

Ход ближневосточного процесса позволяет уже сейчас сделать ряд выводов. Во-первых, шансы успешной реализации "дорожной карты" (во всяком случае, в намеченные сроки) вряд ли выше, чем у предыдущих мирных планов. Если в Израиле сопротивление противников каких-либо уступок еще можно преодолеть, то в палестинском лагере внутренние конфликты только разгораются. Очевидно, что М.Аббас контролирует ситуацию еще меньше, чем Я.Арафат, хотя кредит доверия к премьер-министру среди посредников и партнеров пока не исчерпан. Воспользовавшись первыми же срывами в новом этапе мирного процесса, Арафат снова выходит на авансцену и демонстрирует, что лидером палестинцев является именно он и никакое урегулирование без него невозможно. Во-вторых, сама ближневосточная "четверка" по сути свелась к "единице" - единственным реальным посредником являются США. Оправдываются прогнозы тех наблюдателей, которые предсказывали, что после своей победы над Ираком Вашингтон постарается превратить в чистую формальность участие ЕС, России и ООН в ближневосточном мирном урегулировании. Именно он определяет сегодня повестку дня данного процесса, включая в него, в частности, такие вопросы, как создание общеарабской зоны свободной торговли.

Выступая на пресс-конференции 20 июня, Президент РФ В.Путин постарался опровергнуть мнение, что США на Ближнем Востоке действуют в одиночку, в обход России, ЕС и ООН, и заявил, что у партнеров по четверке постоянно идет согласование позиций. Один из примеров своеобразия российской позиции - в том, что, по мнению Президента, нельзя не учитывать роль и значение Я.Арафата в процессе урегулирования, поскольку "это человек влиятельный, и на него ориентируются очень многие люди в регионе".


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Палестинская проблема

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх