новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Россия - Азия

Россия - Азия

Россия - Китай. Проблемы современного мироустройства занимали видное место в повестке дня российско-китайских отношений минувшего полугодия. Позиции обеих стран по ключевым вопросам современности очень близки либо совпадают. Россия и Китай испытывают очевидное неудобство от того, что слишком многое в их международном положении, как и в мировом развитии в целом, зависит от США. Отсюда апеллирование к идее многополярности, которая могла бы как-то "разбавить" растущую концентрацию глобальной мощи и влияния Вашингтона. Сознавая ограниченность своих возможностей повлиять на политику американской администрации, они стремятся отстоять универсальность норм и правил международного права и ключевую роль ООН в поддержании миропорядка, которая все больше размывается в результате односторонних действий США.

27-31 мая состоялся визит председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву и Санкт-Петербург. Это был первый зарубежный визит китайского лидера после его избрания на высший государственный пост. Тем самым была подчеркнута важность для КНР отношений с Россией. В ходе переговоров Россия и Китай подтвердили обоюдную приверженность курсу на партнерство и стратегическое взаимодействие. Это партнерство предусматривает поддержку усилий друг друга в деле защиты государственного единства, суверенитета, независимости и территориальной целостности. Россия повторила свою позицию о принадлежности Тайваня и Тибета КНР.

В итоговой декларации Россия и Китай выразили поддержку тому, чтобы ООН играла "центральную роль" в послевоенном восстановлении Ирака и в современном мире. Они высказались за многополярное мироустройство, основанное на общепризнанных принципах международного права. Был также отмечен рост торговли между Россией и Китаем, составившей в 2002 г. около 12 млрд долл. В ближайшие годы она может возрасти до 13-15 млрд долл. в год, и стороны считают, что в перспективе она может достичь 20 млрд долл. Намечены меры, облегчающие доступ на рынки друг друга. Россия готова оказать КНР помощь в создании пилотируемой орбитальной космической станции, если будет достигнута взаимоприемлемая договоренность по финансовым вопросам. Решено создать в ближайшее время совместную российско-китайскую рабочую группу по проблемам миграции. На переговорах в Москве обсуждались и вопросы военно-технического сотрудничества, поставки российских вооружений в КНР.

Сотрудничество России и Китая в энергетической сфере предусматривает реализацию крупных нефтегазовых проектов, включая строительство нефтепровода "Россия - Китай", поставки в КНР российского природного газа, участие России в проекте строительства газопровода "Запад - Восток" с рассмотрением возможности поставки необходимого российского энергетического оборудования для этого проекта, а также сотрудничество нефтяных компаний обеих стран по разведке и разработке нефтяных месторождений на территории России. На саммите была достигнута договоренность о строительстве большого нефтепровода из Ангарска в китайский город Дацин протяженностью 2400 км, пропускной способностью 30 млн т нефти в год и предположительной стоимостью 2,5-2,8 млрд долл.

В этой связи следует подчеркнуть, что во время краткой встречи с В.Путиным в Санкт-Петербурге 31 мая премьер-министр Японии Коидзуми лоббировал строительство нефтепровода из Восточной Сибири к тихоокеанскому порту Находка (его стоимость оценивается в 4-5 млрд долл.) для поставок российской нефти в Японию. Японский премьер сообщил, что Токио может представить очень льготные кредиты и привлечь инвестиции под этот проект на выгодных условиях, но эти предложения не носили конкретного характера. В условиях, когда Токио и Пекин жестко конкурируют за российские энергоресурсы, Москва считает приоритетным строительство нефтепровода именно в Китай - и не только потому, что на него требуется почти в два раза меньше средств. При сохранении территориальных претензий Японии и неурегулированности российско-японских отношений Россия не хочет попадать в зависимость от благосклонности японской стороны в осуществлении своей энергетической стратегии на Дальнем Востоке. Это однако не означает, что на каком-то этапе ветка не может быть проложена и к Находке.

Индия, Пакистан. В условиях усиления американского натиска на Ближний и Средний Восток дипломатическая и политическая игра вокруг соседствующего с ним ЮжноАзиатского региона становится все более напряженной. Россия, США и Китай имеют каждый свою ставку в этой игре. При этом им приходится тщательно следить за соблюдением индо-пакистанского баланса.

В феврале Российскую Федерацию посетили с небольшим перерывом президент Пакистана П.Мушарраф и министр иностранных дел Индии Я.Синха. Премьер-министр Индии А.Б.Ваджпаи участвовал в мероприятиях по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. В июне министр иностранных дел РФ И.Иванов посетил Индию и Пакистан. Особо выделяется в ряду этих событий приезд в Москву пакистанского президента - первый более чем за 30 лет. Мушарраф прибыл в Москву в тот момент, когда его дипломатические позиции явно ослабли. США обвиняли Исламабад в том, что он не пресекает деятельность экстремистских организаций на своей территории и не способен воспрепятствовать проникновению кашмирских боевиков в Индию. Кроме того, в США начали раскручивать скандал, связанный с предполагаемым сотрудничеством между Пакистаном и КНДР в ракетно-ядерной области. В связи со всеми этими неприятностями поддержка со стороны Москвы Исламабаду особенно нужна. Ему необходимо создать хоть какой-то противовес российско-индийской оси, которую ни Москва, ни Дели не собираются ослаблять. Этому не мешает тот факт, что российские руководители также указывают Пакистану на недостаточность его усилий по борьбе с терроризмом (в частности, это сделал министр обороны РФ С.Иванов в своем выступлении на ежегодной мюнхенской конференции по проблемам безопасности в начале февраля). В то же время повышенное внимание к Исламабаду было непосредственно связано с иракским кризисом: исход дипломатического противостояния в Совете Безопасности между сторонниками и противниками войны зависел от позиции непостоянных членов СБ, к которым в настоящее время относится и Пакистан.

Не отказывается Россия и от поставок этой стране определенных типов вооружений. Однако Исламабад понимает, что Индия в этой области останется для Москвы на первом месте. Этого не скрывал и министр иностранных дел РФ, когда во время его визита в Пакистан его спросили, не намерена ли Россия поставлять вооружения и ему, чтобы устранить дисбаланс. По словам И.Иванова, сама постановка такого вопроса подразумевает военное решение проблемы, в то время как Россия считает, что решение индо-пакистанской проблемы может быть только политическим. Поэтому у нее нет никакого стремления содействовать гонке вооружений в регионе.

Тем не менее, военное и военно-техническое сотрудничество с Индией Россия намерена укреплять. Об этом свидетельствует проведение впервые за 10 лет совместных учений российского и индийского военных флотов у побережья Индии (правда, контракт на поставку этой стране авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" до сих пор не удается подготовить к подписанию, хотя со стороны РФ на высоком уровне называлась дата 31 марта).

Не менее важной для Москвы в прошедший период, особенно с учетом иракского кризиса, была роль Индии как политического балансира в Азии. От того, в чью сторону качнется индийская позиция, во многом зависела весомость российских усилий по предотвращению военной кампании против Ирака. Хотя Дели выступил против военных действий без санкции ООН (все-таки положение традиционного лидера "третьего мира" обязывает), начатая Вашингтоном кампания по обузданию воинствующего ислама выявила немало общих интересов у США и Индии (особенно при ее нынешнем националистическом правительстве).

Для администрации Дж.Буша Индия - один из важных ресурсов в ее антитеррористической кампании. Кроме того, Вашингтон очень надеется на Дели в плане "замирения" Ирака, ведь Индия в прошлом сыграла большую роль в оснащении и подготовке иракской армии. Теперь же правительство А.Ваджпаи рассматривает возможность отправки в Ирак 20 тыс. индийских военнослужащих для участия в силах по стабилизации. В то же время США не забывают и о той ставке, которую они сделали на Пакистан после 11 сентября - даже несмотря на двуличную политику Исламабада в отношении экстремистских исламских организаций.

Используя то благоприятное положение, которое сложилось на американском направлении, Индия в то же время явно озабочена явным нарушением баланса сил в мире и Евразии. Именно этим, как представляется, объясняется самый крупный за десятилетие прогресс на индийско-китайском направлении. В ходе визита индийского премьер-министра А.Б.Ваджпаи в Китай был сделан шаг к урегулированию пограничного спора. Каждая из сторон пошла на важные уступки. Индия заявила о том, что она признает Тибет частью КНР и не будет разрешать тибетцам вести какую-либо антикитайскую деятельность на своей территории. Пекин согласился на свободную приграничную торговлю между Тибетским автономным районом и Сиккимом. Для Индии достигнутые договоренности - особенно по пограничным вопросам - один из рычагов давления на Пакистан, который традиционно пользуется китайским покровительством.

Исходя из этих фактов и тенденций, некоторые наблюдатели снова заговорили о возможности формирования "треугольника" Россия - Индия - Китай для координации усилий в области безопасности. Определенные предпосылки к этому уже имеются: Москва и Пекин взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), к которой вроде бы намерены присоединиться и Индия, и Пакистан. Правда, у ШОС несколько иные задачи, к тому же неразрешенный конфликт между двумя южноазиатскими государствами препятствует их вступлению в эту организацию. Координировать усилия между крупнейшими державами евразийского континента должен отдельный форум (пусть и неформальный), в задачу которого уже не будет входить поиск противовеса расширяющейся НАТО или американской гегемонии. В то же время такая координация способствовала бы нейтрализации наиболее негативных сторон однополярности и помогала бы решению тех задач, которые и Россия, и Индия, и КНР реализуют на американском направлении.

Юго-Восточная Азия, АСЕАН. Наиболее важные события на данном направлении российской политики в истекшем полугодии связаны с Малайзией и Индонезией. В середине марта Россию посетил премьер-министр Малайзии М.Мохамад, а спустя месяц - президент Индонезии М.Сукарнопутри. Президент В.Путин также встречался с М.Мохамадом в ходе встречи "восьмерки" в Эвиане. Для России важность отношений с этими государствами обусловлена как задачами борьбы с терроризмом и другими современными угрозами, так и новыми перспективами экономического и военно-технического сотрудничества. Их власти (особенно после теракта на индонезийском острове Бали) стали предпринимать меры по борьбе с мусульманскими экстремистскими организациями, хотя не все, что происходит в этой сфере, устраивает Россию.

Естественно и стремление США, особенно усилившееся после иракской войны, монополизировать оружейный рынок этих стран, вытеснить оттуда конкурентов. Если в отношении Индонезии США ввели ограничения на военно-техническое сотрудничество из-за событий в Восточном Тиморе - а значит у российских оружейников больше возможностей, - то в Малайзии конкуренция проявляется в полной мере. Правительство этой страны проводит курс на диверсификацию военных поставок. В начале года оно приняло решение о закупке восьми многофункциональных истребителей F/A "Суперхорнет". Тогда этот факт был истолкован многими наблюдателями как поражение российских фирм. Однако в ходе визита в Куала-Лумпур российской военной делегации во главе с С.Ивановым во второй половине мая был парафирован контракт на поставку в Малайзию самолетов Су-30МКМ на сумму 900 млн долл.

После апрельского визита президента Индонезии М.Сукарнопутри была достигнута договоренность о закупке Индонезией до конца 2004 г. двух самолетов Су-27СК и двух - Су-30МК, а также двух вертолетов Ми-35 и 30 единиц комплектующих к ним на общую сумму 192,9 млн долл. В течение последующих 4 лет Россия продаст Индонезии еще, как минимум, 44 боевых самолета.

Слабой стороной военно-технического сотрудничества России со странами Юго-Восточной Азии продолжает оставаться бартерная система оплаты поставок. В частности, половина стоимости истребителей, поставляемых в Малайзию, будет оплачена пальмовым маслом. Это влечет за собой значительные потери для российского бюджета и создает почву для различного рода злоупотреблений.

В середине мая в Пномпене проходили мероприятия регионального форума АСЕАН, в которых участвовал И.Иванов. Россия входит в число 13 партнеров АСЕАН по диалогу. В ходе этих мероприятий была подписана совместная декларация России и АСЕАН "О партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе". Такого рода декларации у АСЕАН до сих пор существовали только с двумя странами - США и Китаем. Помимо экономического сотрудничества (где у России позиции пока не сильны, несмотря на значительное увеличение товарооборота со странами АСЕАН) в этом году преимущественное внимание было уделено проблеме борьбы с эпидемиями. Как и в предыдущие годы, одной из главных тем стало противодействие терроризму. Была отмечена необходимость принятия мер по укреплению правоохранительных органов и разведслужб, защите границ, обмену информацией с целью эффективного противостояния терроризму и транснациональной преступности (в том числе контрабанде оружия, нелегальному обороту наркотиков, торговле людьми и контрабанде товаров), совершенствованию правовой базы для уголовного преследования или экстрадиции террористов.

Япония. Главными пунктами повестки дня визита премьер-министра Д.Коидзуми (середина января) были экономическое сотрудничество, проблема мирного договора и ситуация, сложившаяся в связи с выходом КНДР из Договора о нераспространении ядерного оружия. По результатам визита был принят совместный "План действий", в котором оговорены шесть основных направлений дальнейшего сотрудничества: углубление политического диалога; переговоры о заключении мирного договора; сотрудничество на международной арене; сотрудничество в торгово-экономической области; связи в оборонной и правоохранительной областях; культурный обмен. Характерной особенностью нынешнего российско-японского саммита было то, что "территориальный вопрос" не был столь самодовлеющим, как на предыдущих этапах российско-японского диалога. Экономические проблемы выходят на первый план. Интерес Токио связан прежде всего с проблемами энергетики. Стремясь ослабить свою зависимость от ближневосточной нефти, Япония все более откровенно лоббирует строительство нефтепровода Ангарск - Находка, который мог бы стать заменой проекту Ангарск - Дацин (через китайскую территорию), о котором между Москвой и Пекином уже была достигнута принципиальная договоренность.

Российское правительство в этой связи стоит перед трудным выбором. Хотя оно объявило о принципиальной готовности строительства нефтепровода, который удовлетворял бы сторонников обоих вариантов, для такого нефтепровода может не оказаться достаточного количества нефти. Если Москва выберет чисто "китайский вариант", то, по-видимому, будет утерян шанс изменить характер отношений с Токио, сделать их менее зависимыми от "территориального вопроса".

Северокорейская проблема. В минувшем полугодии международный политический кризис вокруг ядерной программы Северной Кореи продолжался, хотя появились признаки того, что в ближайшее время он вряд ли перейдет в стадию конфликта. КНДР выслала инспекторов МАГАТЭ, демонтировала установленную ими аппаратуру наблюдения на своих ядерных объектах, возобновила там работы, объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия и расторжении соглашения о безъядерном статусе Корейского полуострова. В качестве условия прекращения работ по созданию ядерного оружия Пхеньян выдвигает заключение с США двустороннего договора о ненападении. Американские эксперты считают, что Северная Корея в течение нескольких (примерно шести-восьми) месяцев сможет создать еще 4-5 ядерных боезарядов в дополнение к тем 1-2 зарядам, что уже имеются у нее. Даже если КНДР еще не обладает ядерным оружием, ее превращение в ядерную державу - вопрос времени, если не будут урегулированы американо-северокорейские разногласия. В случае введения международных санкций КНДР пригрозила возобновить ракетные испытания.

Москва считает преждевременным выносить "корейскую проблему" для решения на СБ ООН. Вместо этого она предлагает "пакетный" подход к урегулированию кризиса - комплекс взаимосвязанных мер. Российский план основывается на четырех базовых положениях: обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова; замораживание Пхеньяном работ в ядерной области и соблюдение им своих обязательств по международному Договору о нераспространении ядерного оружия и "рамочному соглашению" 1994 г.; американские договорные гарантии о ненападении на КНДР; возобновление международных экономических и гуманитарных программ помощи Северной Корее. Россия готова помочь развитию мирной ядерной энергетики КНДР и построить "неоружейную" АЭС для нее при международном финансировании, что помогло бы разрядить возникший кризис.

Россия разделяет американские опасения в связи с возобновлением ядерной программы Северной Кореи, но считает контрпродуктивными и опасными попытки США шантажировать КНДР угрозой применения силы или введения санкций. Возникновение вблизи российских границ ядерной державы, да еще с неопределенным будущем - не очень обнадеживающая перспектива, тем более что обретение ОМУ может привести к изменению нынешней политики Северной Кореи. Однако возможности Москвы повлиять на урегулирование кризиса ограничены жесткой позицией Пхеньяна, отказывающегося от любого посредничества и настаивающего только на прямых переговорах с США по заключению договора о ненападении.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Россия - Азия

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх