новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Россия - США

Россия - США

Двусторонние отношения. Российско-американские отношения, несомненно, пострадали из-за войны в Ираке. Однако по мере того как эта война все дальше отходит в прошлое, Москва и Вашингтон обнаруживают стремление быстрее преодолеть прежние разногласия и сосредоточиться на решении проблем, где необходимо сотрудничество (борьба с международным терроризмом, распространением ОМУ, наркотрафиком, оргпреступностью, преодоление региональных конфликтов). Хотя в политике администрации Буша сохраняются тревожащие Россию признаки доминирования силового подхода, Москва не сомневается в необходимости восстановления диалога с США, который был до иракской войны.

Поддержание стратегической стабильности продолжало оставаться в фокусе российско-американских отношений, но если раньше ключевыми здесь были вопросы, касающиеся соглашений о контроле над вооружениями, то теперь на первый план вышли проблемы нераспространения оружия массового уничтожения, борьба с международным терроризмом, урегулирование региональных конфликтов, стабилизация "постконфликтных" территорий и государств. США, переживая, наверное, самый сложный период в отношениях с Европой в послевоенной истории, не могут игнорировать потенциала сотрудничества с Россией, несмотря на резкое столкновение позиций двух стран по вопросу о войне в Ираке.

Противодействие России американским планам на дипломатическом фронте, особенно в период дебатов в СБ ООН накануне войны, вызвало сильное недовольство Вашингтона. Как отметил посол США в Москве А.Вершбоу, между двумя странами тогда возник "совершенно новый уровень напряженности и недоверия". Разногласия, правда, не столь острые, проявились и после окончания войны, когда решался вопрос о том, кто будет определять будущее устройство Ирака - ООН или державы-победительницы. Россия выступает за то, чтобы восстановление Ирака происходило под эгидой ООН, а США согласны лишь с тем, чтобы это делалось при участии ООН. Иракский кризис выявил различие и в подходах России и США к борьбе с угрозой распространения ОМУ, в понимании соотношения силы и права.

Администрация Дж.Буша не заинтересована в затягивании периода напряженности. Она не поддержала инициированный в Конгрессе законопроект, продиктованный желанием американских законодателей наказать Россию за ее несговорчивость в иракском вопросе, исключив российские (а также французские и сирийские) компании из числа получателей контрактов по восстановлению Ирака.

Проблема нераспространения ОМУ. В мае - июне президент Дж.Буш в нескольких своих выступлениях изложил новые идеи, касающиеся американского подхода к вопросу о нераспространении ОМУ. Хотя все уже привыкли критиковать администрацию Буша за односторонность, в данном случае она проявила готовность выслушать мнения о своих предложениях и рассмотреть инициативы России и других партнеров Вашингтона в борьбе с этой угрозой. Вашингтон считает, что ныне действующие международные режимы и соглашения сами по себе недостаточно эффективны в борьбе с угрозой, которая приобретает новый характер в связи с объединением усилий "государств-изгоев" и транснациональных негосударственных субъектов в попытках получить доступ к ОМУ. США обдумывают различные варианты, в том числе возможность использования таких мер, как инспекции судов, установление морской блокады, конфискация товаров, другие санкции в рамках международного режима ООН, ограничение количества портов, дозволенных к посещению подозрительными судами, чтобы облегчить контроль за перевозками, обмен разведданными и т.д.

США считают допустимым использовать силу против стран, нарушающих международные соглашения о нераспространении ОМУ, если политико-дипломатические меры оказываются неэффективными. В свою пользу они трактуют и Декларацию о нераспространении, принятую на встрече "большой восьмерки" в Эвиане 1 июня, хотя и признают, что этот документ лишь косвенно говорит о праве использовать силу. Однако большинство участников встречи отклонили такую интерпретацию. На этом саммите Дж.Буш заявил об отсутствии у США планов войны с Ираном. В рамках борьбы с распространением ОМУ США предлагают задерживать транспорты, подозреваемые в перевозке компонентов этого оружия и ракет.

Американский подход может привести к конфликту различных интересов внутри России. С одной стороны, формирование более жесткого режима контроля за ядерными технологиями, чем ныне действующий под эгидой МАГАТЭ, означает создание дополнительных барьеров на пути распространения ядерного оружия, что отвечает интересам безопасности России. С другой стороны, это может породить новые проблемы в военно-техническом и ядерном сотрудничестве РФ с другими государствами. Выстраивая баланс своих интересов, Москве придется учитывать то обстоятельство, что чем меньше США будут получать международной поддержки в своих усилиях по недопущению появления новых обладателей ядерного оружия, тем больше они будут полагаться на односторонние меры, включая силовое решение проблемы в рамках доктрины "превентивной самообороны" или путем насильственной смены политического режима по иракскому образцу.

"Иранская проблема" . В минувшее полугодие США с неослабевающим упорством добивались от России прекращения сотрудничества с Ираном в области ядерной энергетики. Они считают, что под прикрытием программ атомной энергетики Тегеран создает ядерное оружие. США утверждают, что Иран осуществляет тайную программу по созданию ядерных вооружений. А Тегеран, в свою очередь, заявляет, что целью его ядерной программы является производство электроэнергии.

Российско-иранское ядерное сотрудничество - одна из тем, которые неизменно поднимались американской стороной во время короткого саммита В.Путина и Дж.Буша в Санкт-Петербурге, в ходе визита в Москву госсекретаря К.Пауэлла (14 мая) и переговоров в Вашингтоне министра обороны С.Иванова (21-23 мая). США обвиняют Россию, что она передает Ирану технологии, способствующие осуществлению иранской программы ядерных вооружений. РФ отрицает эти предположения, хотя и признает, что иранская ядерная программа может дать повод для беспокойства, если Тегеран не будут выполнять своих обязательств по ДНЯО и уклоняться от контроля со стороны МАГАТЭ. В то же время американские призывы свернуть сотрудничество с Тегераном воспринимается в Москве как попытка вытеснить российские компании с иранского рынка. РФ отвергает подобные приемы конкурентной борьбы. Россия предложила США участвовать в сооружении АЭС в Бушере, чтобы снять их опасения. Однако вряд ли Вашингтон примет это предложение. Наоборот, он обдумывает, какую компенсацию можно было бы предложить Москве за ее отказ от строительства второго ядерного реактора в Бушере.

Россия не меньше США заинтересована в том, чтобы не допустить появления ядерного оружия у новых государств, тем более что такие государства расположены гораздо ближе к ее территории. В последнее время Москва стала выражать беспокойство по поводу возможного использования Ираном своей гражданской программы ядерной энергетики в целях создания ядерного оружия, но она не настаивает на выполнении дополнительных условий для продолжения строительства АЭС в Бушере. Россия не намерена поставлять ядерное топливо для АЭС в Бушере, пока Иран не подпишет соглашение о возврате отработанного топлива, и может заморозить работы на этом объекте в случае отказа иранской стороны.

АЭС в Бушере планируется ввести в строй в 2005 году, а не в 2004-м как намечалось ранее. РФ объясняет эту задержку тем, что необходимо заменить некоторое оборудование, которое поставлялось Германией до 1979 г. и не соответствует техническим условиям российского проекта. Тегеран ожидал завершения строительства в конце нынешнего года. Он рассматривает объявленную российской стороной отсрочку как свидетельство того, что Москва уступает нажиму Вашингтона и замедляет работы на АЭС в Бушере, ожидая присоединения Ирана к дополнительному протоколу ДНЯО.

В телефонном разговоре с В.Путиным 17 июня иранский президент Хатами подтвердил отсутствие у Тегерана планов создания ядерного оружия. Он обещал, что Иран присоединится ко всем протоколам МАГАТЭ по укреплению режима контроля этой международной организации над иранскими ядерными программами. До сих пор Тегеран не выказывал намерения подписывать дополнительный протокол ДНЯО, утверждая, что этот документ лишь накладывал бы на него дополнительные обязательства, ничего не давая взамен, в том числе и с точки зрения расширения сотрудничества с другими государствами в развитии своих ядерных технологий.

В минувшее полугодие продолжалось сотрудничество двух стран в борьбе с терроризмом. 22-23 января в Москве прошло заседание рабочей группы по этой проблеме, на котором обсуждали возможные способы недопущения террористов к ОМУ, предотвращения терактов с применением такого оружия. Сопредседатель этой группы с американской стороны заместитель госсекретаря Р.Армитидж в качестве примера разновидности террористической угрозы привел пресеченную попытку террористов создать так называемую "грязную" атомную бомбу и взорвать ее в одном из городов США. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" во время этого визита он отметил, что США трудно оспаривать правомочность превентивных ударов России по базам террористов в Грузии, так как они сами исповедуют концепцию "превентивной обороны". Россия передала американской стороне все необходимые документы, которые позволили США завершить все юридические процедуры по признанию террористическими трех группировок чеченских боевиков.

Сотрудничество в области ПРО может стать важным направлением в формировании действительно партнерских отношений РФ и США при условии лучшего понимания интересов друг друга. 20 мая Белый дом обнародовал программный документ о политике США в области ПРО. В нем развертывание системы ПРО квалифицируется как один из наивысших приоритетов США в обеспечении защиты страны и сдерживания новых угроз, возникающих в результате растущей вероятности появления ОМУ в руках враждебных государств и негосударственных субъектов.

В упомянутом документе сотрудничество в области ПРО рассматривается не только как важный элемент отношений с давними союзниками США, но и как "важное средство строительства новых отношений с новыми друзьями, такими как Россия". США выступают за промышленное участие в программе ПРО союзников и друзей как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате - в рамках НАТО. США заявили о намерении пересмотреть с этой целью существующие правила и процедуры, регулирующие вопросы доступа к технологиям и сотрудничества по ПРО, включая нормы, регламентирующие экспортный контроль, и соответствующее законодательство. Президент Дж.Буш уполномочил госсекретаря и министра обороны содействовать сотрудничеству в области ПРО с союзниками по НАТО, Россией и другими дружественными государствами, устранив изжившие себя барьеры.

Возможности двустороннего сотрудничества в области ПРО подробно обсуждались во время визита министра обороны С.Иванова в Вашингтон 21-23 мая. Однако, несмотря на декларации, стороны мало в чем продвинулись на этом пути. Россия готова к совместным работам с США в области ПРО при соблюдении определенных условий: сотрудничество, по образному выражению С.Иванова, не должно осуществляться по принципу "выщипывания изюма из булочки"; отказ от милитаризации космоса (размещения в космическом пространстве ударных средств поражения); соблюдение прав интеллектуальной собственности; ненаправленность работ по ПРО друг против друга; прозрачность программ ПРО. На саммите в Санкт-Петербурге была достигнута договоренность об укреплении сотрудничества в области ПРО. Реализация конкретных проектов будет зависеть от того, смогут ли стороны согласовать взаимоприемлемые условия: прошлый опыт не дает основания для большого оптимизма.

Декларируемый позитивный настрой США на сотрудничество с РФ в области ПРО сразу же проявился в более конструктивной реакции НАТО на предложения о двусторонней кооперации в вопросах создания совместной системы нестратегической ПРО в Европе. Генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон не исключил, что основой для такой системы могут стать российские комплексы "С-300". На заседании Совета Россия - НАТО, проходившем 4 июня в Мадриде, была достигнута договоренность о проведении осенью совместных командно-штабных учений ПРО ТВД на территории США.

Петербургский саммит. Российско-американский саммит в Санкт-Петербурге был примечателен тем, что это - первая встреча лидеров двух стран с того момента, как между РФ и США возникло резкое размежевание по вопросу о войне в Ираке. В.Путин и Дж.Буш обменялись ратификационными документами по Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Несмотря на различающиеся оценки его достоинств и недостатков, Договор о СНП символизирует приверженность обеих стран процессу ядерного разоружения. Достигнута договоренность расширить механизм сотрудничества на более широкий круг вопросов в сфере стратегических вооружений, ПРО и нераспространения ОМУ.

Формат петербургской встречи - а она продолжалась менее часа - придавал ей скорее символический характер. Это было своего рода подведение черты под периодом определенной напряженности в двусторонних отношениях, демонстрация того, что "друзья могут в чем-то не соглашаться", но способны переступить через разногласия (по выражению Дж.Буша). В ходе встречи лидеры РФ и США всячески подчеркивали, что их отношения вышли окрепшими из этих испытаний.

При обсуждении иракской темы стороны сошлись в том, что ООН будет играть жизненно важную роль в восстановлении Ирака. В.Путин заявил американскому президенту о необходимости привлечения российских компаний к проектам по восстановлению Ирака.

Уже то, что разногласия по Ираку не переросли в глубокий кризис, свидетельствует: при всей важности Ближнего Востока заинтересованность России и США в двустороннем сотрудничестве простирается гораздо дальше этого региона. США отдают отчет в том, что в различных аспектах борьбы с международным терроризмом, в поддержании стратегической стабильности и пресечении распространения ОМУ сотрудничество с Россией имеет более существенное значение, чем поддержка со стороны многих их традиционных союзников.

При обсуждении вопросов экономического сотрудничества было отмечено, что расширяются возможности для значительного роста двусторонних торгово-экономических отношений. Эти отношения получат мощный импульс от присоединения России к ВТО. Их нынешний уровень не может считаться удовлетворительным: объем двусторонней торговли составил 6,9 млрд долл. в 2002 г., а американские инвестиции в России - чуть менее 6 млрд долл., что соответствует примерно уровню экономических отношений США с Доминиканской республикой и Коста-Рикой.

Дж.Буш подтвердил ранее данное обязательство способствовать отмене поправки Джексона - Веника и обещал продолжить работу с Конгрессом по этому вопросу. По американской инициативе было решено расширить и укрепить контакты высокого уровня, в том числе между администрациями президентов и советами национальной безопасности, а также связи на уровне правительств и государственных структур.

На саммите были приняты два документа: совместные заявления президентов о новых стратегических отношениях России и США и о сотрудничестве в космосе. В первом - стороны подтвердили партнерский характер двусторонних отношений, свое стремление вместе противостоять вызовам XXI века. Они обязались активизировать усилия по противодействию глобальным угрозам терроризма и распространению ОМУ и средств его доставки и в этой связи заявили о намерении продвигать конкретные совместные проекты в области противоракетной обороны. Во втором документе подтверждено взаимное стремление обеспечить продолжение строительства МКС и ее надежное и эффективное функционирование, несмотря на гибель "Колумбии". РФ берет на себя обязательство обеспечить транспортировку экипажей и снабжение МКС на период до возобновления полетов американских космических челноков.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Россия - США

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх