новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Ситуация вокруг Ирака

Ситуация вокруг Ирака

Главным показателем прочности международных позиций России в первом полугодии 2003 года будет то, в каком состоянии она выйдет из перипетий, связанных с иракской войной. Очевидно, что наименьший ущерб Россия понесла именно на американском направлении - учитывая текущие внешнеполитические приоритеты США, можно предположить, что "благожелательный нейтралитет" России еще может понадобиться Вашингтону в дальнейших аналогичных операциях. Даже сам факт, что К.Райс приписывают высказывание "Францию наказать, Германию проигнорировать, Россию простить", свидетельствует об этом.

Что касается положения РФ в кругу ведущих держав, то здесь она может записать себе в актив то, что ее расположения добивались многие. Впрочем, это не исключает будущего игнорирования ее опасений по поводу присутствия иностранных войск вблизи границ России, а также неучета ее политических и экономических интересов. Индикатором такого положения служит поведение малых стран по периметру границ РФ из числа бывших союзников по социалистическому лагерю и нынешних союзников по СНГ. Иракская война дала всем им дополнительный повод для того, чтобы продемонстрировать свою лояльность сильному и, наоборот, независимость от бывшего "хозяина".

Иракский кризис привел к расколу в ООН, НАТО и ЕС на сторонников и противников силового решения. Военная акция по свержению режима С.Хусейна стала апофеозом одностороннего подхода администрации Дж.Буша к решению международных проблем, олицетворением курса американских неоконсерваторов на освобождение США от международных ограничений, мешающих реализации преимуществ Америки как единственной сверхдержавы. Неоконсервативная группировка в администрации Буша, которая стоит за силовым решением "иракского вопроса", рассматривает войну с Ираком как важный этап в реализации стратегии, направленной на формирование дуги демократий на Ближнем Востоке и нейтрализацию антиамериканских сил в регионе. Идеологи неоконсерватизма считают необходимым осуществить "демократизацию" мусульманского Востока, даже если для этого потребуется десятилетиями вести войну.

Москва, Берлин и Париж, возглавившие международную оппозицию военным планам США, выступали за политико-дипломатическое урегулирование ситуации вокруг Ирака. Россия, Франция, Германия отмечали, в том числе и на заседаниях Совета Безопасности ООН перед войной, что зацикленность США на "иракском вопросе" ведет к расстановке ошибочных акцентов в борьбе с международным терроризмом, отвлекает внимание от насущных задач в этой области, создает угрозу раскола антитеррористической коалиции.

Вместе с тем, Россия не являлась инициатором формирования "антиамериканского сопротивления" в ООН, ЕС и НАТО. Главную вину за провал своих усилий получить мандат ООН США возложили на Францию. Заявление Ж.Ширака о том, что Париж наложит вето на американский проект резолюции о санкционировании силовой акции сделало тщетными все попытки дипломатии США получить требуемое большинство среди непостоянных членов СБ ООН. Реакцией Вашингтона на противодействие Парижа и Берлина стало противопоставление "старой" и "новой" Европы - традиционных и новых (из числа стран Восточной Европы) союзников.

На экстренно созванном саммите в Брюсселе 17 февраля не удалось преодолеть возникшие между странами ЕС разногласия по Ираку. Итоговый документ встречи, декларировавший ведущую роль СБ ООН в поддержании международного порядка и разоружении Ирака, не мог скрыть расхождения между сторонниками и противниками военного решения "иракского вопроса".

На трехсторонней встрече на Азорских островах 16 марта лидеры США, Великобритании и Испании приняли совместную резолюцию, предъявив Багдаду ультиматум, условия которого (иракский диктатор должен покинуть страну) не оставляли сомнений, что им нужен был лишь формальный предлог на начала войны. С.Хусейн отказался подчиниться. У мирового сообщества еще была реальная альтернатива военной акции - посредством инспекционной деятельности завершить мирное разоружение Ирака и с помощью последующего мониторинга обеспечить невозобновление запрещенных военных разработок. Хотя инспекторы ООН и МАГАТЭ в ходе осуществления своей разоруженческой миссии в Ираке не нашли ОМУ и свидетельств тайного производства запрещенных компонентов и хотя режим С.Хусейна по их требованию приступил к уничтожению своих новых ракет "Аль-Самуд-2" и "Аль-Фатах", все это не удержало США и Великобританию от военной акции. С самого начала Вашингтон считал главной целью смену правящего режима в Ираке.

Военные действия. 20 марта США начали войну против Ирака с нанесения ракетно-бомбовых ударов по целям на иракской территории, в том числе по Багдаду, Басре и другим городам. В тот же день они развернули боевые действия на суше, начав наступление со стороны кувейтской границы. В операции "Шок и трепет" были задействованы наземная группировка войск численностью 255 тыс. человек, включая 45 тыс. британских и 2 тыс. австралийских военнослужащих, а также более тысячи боевых самолетов и 125 боевых кораблей, в том числе 6 авианосцев. НАТО не принимала непосредственного участия в войне, но США активно использовали ее инфраструктуру для переброски войск в район конфликта, в целях тыловой поддержки.

9 апреля иракская столица неожиданно бескровно перешла под контроль американских войск. Война фактически завершилась в середине апреля, когда прекратились масштабные боевые действия и было окончательно подавлено организованное сопротивление иракской армии. Если в отдельных городах, таких как Басра и Эн-Насирия, коалиционные войска встретили достаточно упорное сопротивление, то Багдад, Тикрит и города в Курдистане были сданы без серьезных боев.

Отсутствие подготовленной обороны и действия иракских войск дают основание считать, что имел место подкуп и сговор части иракской военной верхушки с командованием американо-британских войск. Превосходство войск коалиции не оставляло сомнений в исходе военной кампании, но то, что военная победа была достигнута с относительно минимальными потерями - для многих оказалось сюрпризом. По официальным данным, число погибших американских военнослужащих за период боевых действий составило около 138 человек (это почти в три раза меньше, чем в операции "Буря в пустыне" в 1991 г.), британских - 42. Вопреки многочисленным прогнозам коалиционные войска не встретили упорного сопротивления или сколько-нибудь масштабной партизанской войны.

Вопрос о войне с Ираком расколол мировое сообщество на два лагеря. Военную акцию США и Великобритании поддержали Австралия, Япония, Южная Корея, Испания, Италия, Португалия, Дания, Польша, Болгария и ряд других восточноевропейских стран и государств СНГ. Против войны выступили Россия, Франция, Германия, Китай, а также многие страны ЕС и арабского мира. Москва, Париж и Берлин не исключали применения силы, но лишь в качестве крайнего средства, например, в случае отказа Ирака от сотрудничества с ООН и выполнения резолюций Совета Безопасности.

Россия. В иракском вопросе России пришлось испытать конфликт собственных интересов. С одной стороны, она не могла открыто бросить вызов США, ведь есть немало вопросов, по которым американская поддержка имеет важное значение. С другой стороны, нельзя утратить наши позиции в Ираке и необходимо учитывать послевоенный расклад сил в этой стране и регионе. Москва назвала американское решение вести войну и действовать в обход ООН большой ошибкой. Она отклонила предложение Вашингтона приостановить дипотношения с Ираком, выслать иракского посла и заморозить иракские банковские счета.

В выступлении по российскому телевидению 20 марта Президент В.Путин подверг жесткой критике американскую военную акцию, заявив, что она не имеет никаких оправданий, противоречит принципам и нормам международного права. Считая действия Вашингтона неправомерными, Москва, тем не менее, в официальных заявлениях избегала квалифицировать их как агрессию, ссылаясь на формально-юридические причины, и заявила, что не заинтересована в поражении США в Ираке.

В начале июня в Ирак вернулась российская дипмиссия, несмотря на попытки госдепартамента США поставить под сомнение правовой статус ее членов как лиц, получивших аккредитацию при режиме, который прекратил свое существование. "Лукойл" возобновил попытки вернуть себе контракт на освоение нефтяного месторождения "Западная Курна-2" (стоимостью 3,7 млрд долл.), расторгнутый в феврале прежними иракскими властями. В контактах с американской стороной, в том числе на встречах в Санкт-Петербурге 31 мая и в Эвиане 1 июня, Россия лоббировала интересы своих нефтяных компаний ("Стройтрансгаз", "Татнефть", "Зарубежнефть" и ряд других).

Текущее положение в Ираке. После свержения режима С.Хусейна верховная власть перешла главкому центрального командования США генералу Т.Фрэнксу. Повседневное руководство осуществляет высший гражданский администратор, которым сначала был назначен отставной американский генерал Джей Гарнер, затем его сменил П.Бремер, долгое время работавший в госдепартаменте и заслуживший репутацию "ястреба". Воссозданные министерства на переходный период возглавили американские представители.

Передачу власти международно-признанному правительству Ирака США планируют осуществить в течение полутора лет. Партия Баас, другие политические и многие государственные структуры бывшего режима распущены. Вашингтон не смог создать временную администрацию из числа лидеров антисаддамовской оппозиции. Многие фигуры иракской политической эмиграции, на которых США делали ставку, не получили поддержки. Недовольство иракцев вызвало решение США перенести с мая на середину июля проведение общеиракской конференции по избранию временной национальной администрации. Вакуум политических структур все больше заполняют шииты, в том числе и те, что выступают с антиамериканскими лозунгами.

Острой остается проблема обеспечения порядка и безопасности. Уже в мае - июне погибло более 60 американских и 6 британских военнослужащих. В ответ на призыв Вашингтона помочь в обеспечении порядка и безопасности и принять участие в реконструкции страны согласие направить своих военнослужащих дали Италия, Испания, Голландия, Дания, Польша, Албания, Болгария, Румыния, Украина, Молдавия; их общая численность - примерно 30 тыс. человек. Ожидается прибытие гражданских специалистов из почти 40 государств мира.

В целом, послевоенное восстановление Ирака находится в руках американских военных, мало приспособленных к выполнению функций гражданского администрирования, особенно в специфических (и разнообразных) условиях Ирака. Привлечение гражданских специалистов и местного населения идет очень медленными темпами. В результате растет недовольство иракского населения.

Экономический аспект. По разным оценкам, восстановление может обойтись в 25-100 млрд долл. США же выделяют всего 2,5 млрд, при том что 3 млрд ассигнуются на поддержку американским авиакомпаниям, пострадавшим от сокращения перевозок из-за войны.

Внешний долг Ирака России составляет 8 млрд долл. 23 апреля в столице Франции в рамках заседания Парижского клуба кредиторов начались официальные переговоры по иракскому долгу. Представляется почти неизбежным, что он будет реструктурирован со списанием какой-то части.

Коалиционным войскам удалось в сжатые сроки взять под контроль иракские нефтяные месторождения, не допустив разрушения инфраструктуры нефтедобычи. 22 июня Ирак возобновил экспорт сырой нефти, поставив цель как можно скорее выйти на рубеж 1 млн баррелей суточного объема экспортируемой нефти. (До войны режим С.Хусейна экспортировал 2 млн баррелей в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", что составляло 4% мирового экспорта.) Доходы от экспорта иракского углеводородного сырья получили особый правовой статус - до 31 декабря 2007 г. они пользуются привилегиями и иммунитетом ООН с точки зрения правовой защиты и не могут быть изъяты по судебным искам зарубежных кредиторов за исключением лишь оговоренных случаев. Это ставит крест на намерениях "Лукойла" обратиться в Женевский арбитражный суд и другие международные суды с требованием ареста танкеров с иракской нефтью за разрыв контракта на освоение месторождения "Западная Курна".

С принятием 22 мая резолюции СБ ООН № 1483 прекращается мониторинг ООН за экспортом нефти и нефтепродуктов из Ирака. Через шесть месяцев после ее принятия должна быть завершена программа "Нефть в обмен на продовольствие". В течение этого срока генеральный секретарь ООН уполномочен решить вопросы, касающиеся выплат по ранее заключенным в рамках этой программы контрактам и в координации с оккупационными властями и временной иракской администрацией определить дальнейший статус контрактов, заключенных ООН и ее специализированными органами с компаниями-подрядчиками из России и других стран до начала войны. Зарубежные компании заключили с прежним иракским правительством контракты на общую сумму более 10 млрд долл., из них на долю российских фирм приходится 4 млрд.

24 июня в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошла встреча представителей ООН, международных финансовых институтов и 52 стран-доноров, готовых предоставить финансовую помощь для экономического восстановления Ирака в 2004 г. Ирак на ней представляла делегация, состав которой был отобран оккупационными державами. Встреча показала, что страны, разделенные иракской войной, проявили единство в стремлении помочь скорейшему восстановлению Ирака в качестве политически самостоятельного государства со своим правительством. Было решено на первом этапе сосредоточить усилия на краткосрочных проектах, охватывающих самые насущные потребности Ирака, и определить конкретные обязательства на международной конференции в октябре (ее спонсорами выступят США, Япония, ЕС и ОАЭ).

Проблема ОМУ и Ирак. Несмотря на все усилия, США и Великобритания - даже после оккупации Ирака - так и не смогли представить убедительные доказательства своих обвинений режима С.Хусейна в тайном производстве ОМУ и связях с террористами из "Аль-Каиды", а именно эти обвинения послужили формальным предлогом для развязывания войны. Американские и британские законодатели поставили под сомнение истинность официальных целей военной акции в Ираке, декларированных Дж.Бушем и Т.Блэром. Конгресс начал расследование, чтобы выяснить, не использовала ли администрация для развязывания войны подтасованные разведданные о наличии в Ираке ОМУ. Аналогичное парламентское расследование проводит Палата общин в отношении правительства Блэра и британских спецслужб.

Чем больше проходит времени после окончания войны без обнаружения ОМУ, тем выше вероятность того, что это оружие было ликвидировано Ираком после первой войны в Заливе в 1991 г. Глава миссии ООН Х.Бликс выступил на заседании СБ 5 июня с заключительным докладом о результатах работы и сделал ряд заявлений в дни перед уходом со своего поста 30 июня. Он заявил, что за все годы проведения инспекций не было обнаружено никаких свидетельств того, что в период санкций ООН Ирак обладал или производил ОМУ. Заочно полемизируя с администрацией Буша, Бликс отметил, что хотя Багдад давал нечеткие и неполные ответы на вопросы инспекторов ООН, этот факт еще не есть доказательство осуществления тайных программ бывшим иракским режимом. Он поставил под сомнение то, что возможные находки американских и британских экспертов, ведущих поиски ОМУ в Ираке под контролем оккупационных войск, могут считаться столь же легитимными, как если бы они были сделаны независимыми международными инспекторами. По его словам, не только США, но и разведслужбы всех западных государств, с которыми ему приходилось контактировать, были уверены в наличии ОМУ у Ирака, и только Россия никогда не выступала с подобными утверждениями.

Последствия иракской войны. Успешно завершив войну в Ираке, США улучшили свои геостратегические позиции на Ближнем и Среднем Востоке. Свергнув С.Хусейна, они стремятся "посадить" в Багдаде лояльное правительство и обеспечить возможность использования иракской территории в качестве плацдарма для развертывания своих войск.

США также придают большое значение успешному завершению своего эксперимента по насаждению демократии в бывшей диктаторской стране арабского Востока. Переход Ирака к представительной демократии оказал бы сильное влияние на ситуацию в регионе, укрепил бы позиции противников исламского экстремизма.

Война против Ирака убедила Тегеран и Пхеньян в необходимости форсировать работы по созданию ядерного оружия в качестве средства сдерживания, что в свою очередь провоцирует их соседей к созданию собственного ядерного щита. Таким образом, проблема ядерного распространения в ближайшие годы будет только обостряться.

Дополнительные препятствия появились на пути реформирования Совета Безопасности ООН. Столкнувшись с активным противодействием своей политике в этой международной организации, США утратили всякий стимул позитивно решать этот вопрос. Кроме того, споры вокруг возможных претендентов на получение статуса постоянных членов СБ станут еще более бескомпромиссными ввиду возникших из-за Ирака глубоких разногласий в НАТО и ЕС.

Дипломатическая борьба вокруг послевоенного устройства Ирака. Еще не успел развеяться дым на полях сражений, как вокруг будущего устройства Ирака развернулась жаркая политическая борьба. Интересы заинтересованных государств столкнулись в ходе разработки резолюции о послевоенном статусе Ирака, включая вопрос о снятии международных санкций, которые были введены 12 лет назад. Россия, как и большинство других членов Совета Безопасности, выступала за то, чтобы ООН играла центральную роль в послевоенном восстановлении Ирака и определении будущего государственного устройства, за возобновление миссии международных инспекторов ЮНМОВИК и МАГАТЭ. Москва поддерживала снятие санкций, но при соблюдении условий ранее принятых резолюций СБ ООН, которые никто не отменял и которые предполагали получение выводов международных инспекторов об отсутствии ОМУ, его компонентов и запрещенных производств в Ираке.

США добивались немедленной и полной отмены санкций. Они отвергли предложение России, ряда других государств-членов СБ ООН, главы ЮНМОВИК и генерального директора МАГАТЭ о возвращении международных инспекторов в Ирак. Лишь когда американские оккупационные войска воочию столкнулись с расхищением радиоактивных материалов, США изменили свою позицию, разрешив в мае ограниченной группе инспекторов МАГАТЭ вернуться в Ирак, чтобы обследовать ядерный объект Тувайте.

В упоминавшейся уже резолюции № 1483 СБ ООН отмечается, что ситуация в Ираке, несмотря на некоторое улучшение, продолжает представлять собой угрозу международному миру и безопасности. США и Великобритания признаются в качестве оккупационных держав со всеми вытекающими международными обязательствами, которые накладывает на них данный статус, и определенными властными полномочиями командования американо-британских войск в Ираке.

Вместе с тем, резолюция обязывает ООН играть "жизненно важную роль" в послевоенном восстановлении Ирака и формировании его центральных и местных органов власти. Генеральный секретарь ООН назначил бразильского дипломата С.-В. ди Меллу своим специальным советником по Ираку. Спецпредставитель ООН призван координировать все виды деятельности, осуществляемой в Ираке под эгидой или с участием ООН и ее специализированных органов, информировать СБ о ситуации в стране и ходе реализации своей миссии. Однако у него нет права вето на решения оккупационных властей, что может создать лишь видимость участия ООН в управлении Ираком.

Резолюция № 1483 далеко не во всем устраивает Россию. В ней не указан срок, когда должно быть создано иракское правительство и оккупационное американо-британское командование передаст ему власть. США и Великобритания получили широкие права по управлению Ираком в переходный период, в том числе в контроле над его нефтяной промышленностью. России (как и большинству других членов СБ) не удалось добиться того, чтобы ООН играла центральную роль в послевоенном Ираке, контролировала экспорт иракской нефти, чтобы международные инспектора получили возможность завершить разоруженческую миссию в этой стране, хотя в резолюции и говорится о необходимости фактического подтверждения разоружения, отсутствия в Ираке ОМУ, запрещенных компонентов и материалов.

Несмотря на очевидные недостатки резолюции № 1483, Москва, Париж и Берлин ради восстановления дееспособности СБ ООН и единства международного сообщества пошли на уступки США и Великобритании, которые также сделали шаги навстречу. Однако ценой за восстановление этого единства стало создание прецедента, когда Совет Безопасности своей резолюцией наделяет властными правами по управлению государством-членом ООН державы, которые его оккупировали без санкции СБ ООН.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Международное положение России | Первое полугодие | Ситуация вокруг Ирака

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх