новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


    Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Новая политическая реальность

Новая политическая реальность

Подводя итоги, следует отметить, что в результате изменений, происшедших в российской политике во второй половине 2003 г., в стране начала формироваться новая политическая реальность. Пожалуй, ее главной чертой стало завершение строительства системы "управляемой демократии", в которой отсутствует значимая оппозиция и, в более широком плане, сильные независимые от государства политические акторы. Некоторые аналитики даже заговорили о том, что особенность ситуации, сложившейся в России, состоит в перерастании режима "управляемой демократии" в авторитарную модель власти, хотя противопоставление этих режимов - скорее, спор о словах, а не о сути дела. С этой точки зрения, новый 2004 год ознаменуется дальнейшим наступлением государств на очаги автономной активности граждан. После думских выборов возникло принципиальное условие для успешного функционирования подобной системы. Исполнительная власть в своих действиях отныне сможет опираться на конституционное большинство в парламенте, которому при "управляемой демократии" надлежит выполнять, прежде всего, декоративные функции.

Стержнем новой системы является заметно укрепившаяся президентская власть. В отличие от первого срока, когда В.Путин опирался на балансы сил в верхах, доставшиеся от предшественника, и на огромную популярность в общественном мнении, отныне у него есть все возможности создать на базе победившей на выборах "Единой России" политическую вертикаль своей власти, которую при необходимости можно использовать не только против политических оппонентов, но и против тех сил в своем уже обширном окружении, чьи корпоративные интересы войдут в противоречие с целями Президента.

В то же самое время, не следует преувеличивать степень разрыва с прошлым новой властной конструкции, утверждающейся в России, ее исторической новизны. Несмотря на новую симптоматику, состоящую в большей масштабности государственного контроля над политическими процессами в стране, основания этой конструкции были заложены еще Конституцией 1993 года. Радикальное изменение основ политического строя, происшедшее тогда, в ущерб политической легитимности правящей группировки во главе с Б.Ельциным, сделало практически невозможной передачу власти в соответствии с демократическими процедурами. Это показали уже выборы 1996 года, а затем и возникновение института политического преемства в 1999-2000 гг. Инициированные событиями и Конституцией 1993 года тенденции привели к свертыванию ряда демократических завоеваний 1989-1991 гг., к возникновению института "суперпрезидентской власти" и к утверждению своеобразной формы передачи власти, продиктованной стремлением руководства страны уйти от ответственности перед своими гражданами. Все это естественным образом должно трансформироваться в режим жесткой регламентации политической активности, функционирующий в интересах правящей элиты.

Сегодня эта модель развилась в мощный административно-бюрократический аппарат с четко функционирующими силовыми структурами, влиятельными средствами массовой информации, "самодержавием" "Единой России" в Государственной Думе. Наблюдается явная тяга реально функционирующей в России модели власти к однопартийности, принявшая форму кризиса партийно-политической системы. После выборов "Единая Россия" продемонстрировала, что будет стремиться к монополизации процесса принятия решений в Думе, объявив, что ни о каких пакетных соглашениях теперь не может быть и речи.

Следующим этапом кризиса партийно-политического плюрализма может стать фиксация на нынешнем низком уровне способности партийно-политической системы к выражению и согласованию многообразия общественных интересов, фактический отказ от многопартийности. Со временем это приведет к существенному ухудшению качества решений, принимаемых на всех уровнях политической практики из-за деградации механизмов обратной связи между государством и обществом.

Уже сейчас начинают прорисовываться контуры новых коллизий, с которыми вскоре может столкнуться власть. Прежде всего это касается проблемы реформ.

Достигнутая консолидация власти при высоком уровне поддержки населением Президента и его политического курса теоретически создает необходимые условия для продолжения в ближайшие годы рыночных реформ и осуществления масштабной технико-технологической и социально-экономической модернизации. О намерении проводить политику в этом направлении Президент заявил в ходе своего телевизионного общения с гражданами 18 декабря. Однако на этом пути президентская власть может столкнуться с несколькими вызовами, которые сохранили свое значение и в новой ситуации.

Во-первых, существуют определенный консерватизм правящих кругов, и прежде всего - государственной бюрократии, в стратегическом плане не заинтересованных в преодолении нынешнего переходного состояния общества и рассматривающих систему "управляемой демократии" в качестве надежного инструмента сохранения этого состояния.

Во-вторых, консолидация элиты на новых условиях, отвечающих интересам действующего Президента, еще не завершилась и нельзя исключить, что "старокремлевские" кланы попытаются вернуть утрачиваемое влияние и резко повысить конфликтность политического процесса.

В-третьих, на выборах в Думу власть предпочла опереться на наиболее доступный электоральный ресурс - конформистски настроенные слои населения. Их мобилизация в краткосрочном плане обеспечила безусловную победу. Однако эта часть населения либо не стремится к переменам, либо надеется приспособить их в своих целях так, чтобы ничего по сути не менялось.

В то же самое время наличие послушного думского большинства открывает близким к власти бизнес-кругам дополнительные возможности для передела собственности. Так, конец 2003 года был отмечен резкой активизацией в этой сфере "питерской" финансово-промышленной группы Банкирского дома "Санкт-Петербург" (В.Коган). Идя ей навстречу, Минприроды передало "Сургутнефтегазу", близкому к ФПГ В.Когана Талаканское месторождение, принадлежащее ЮКОСу. А после выборов в Думу было официально объявлено, что "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и "Газпром" (его нынешняя команда также находится в орбите влияния империи В.Когана) создали консорциум, направленный на передел нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири, считавшейся в своей значительной части "вотчиной" ЮКОСа. Наступление конкурентов ЮКОСа на экономические и политические позиции ослабленной компании, идущей навстречу своей судьбе - безжалостному переделу недружественными ей корпорациями, - может стать прелюдией новых корпоративных войн, которые всегда заканчиваются результатами, негативными для российской экономики.

Не исключено и параллельное потворствование распространению в обществе антирыночных и изоляционистских идей. Это создаст предпосылки для проведения антимодернизационного курса и дальнейшего отставания России.


  Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2003 г. № 19-20 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Новая политическая реальность

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх