новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Арабо-израильский конфликт

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Несмотря на непрекращающиеся террористические акты палестинских экстремистов и операции возмездия израильских вооруженных сил на территории Палестинской автономии, в минувший период активно продолжалась разработка нового мирного плана параллельно с усилиями по реформированию власти в ПНА. США фактически вели линию на устранение Я.Арафата, пытаясь убедить в правильности этой линии партнеров по ближневосточной "четверке" - ЕС, ООН и Россию. Все участники "четверки" согласны в том, что палестинское государство должно быть создано в течение 3 лет. На это согласен и премьер-министр Израиля А.Шарон, который, правда, считает, что это государство должно быть полностью демилитаризованным и иметь только полицию. Шарон согласен даже на эвакуацию некоторых малых еврейских поселений. Примечательно, что этот свой план он огласил уже будучи главой "однородного" правого правительства, из которого в конце октября вышли представители партии "Авода" Ш.Перес и Б.Бен-Элиэзер, считавшиеся сторонниками более мягкой линии. Однако линию на устранение Арафата, похоже, никто пока, кроме США и Израиля, не поддерживает.

Начиная с сентября ближневосточная "четверка" занималась обсуждением нового варианта мирного урегулирования, инициатором которого стали США. 20 декабря на вашингтонской встрече "четверки" был согласован план, который носит название "Дорожная карта", поскольку в нем подробно обозначены все пункты маршрута к миру - конкретные даты и обязательства сторон. До середины 2005 г. по этому трехэтапному плану должна быть реализована концепция сосуществования двух государств - Израиля и Палестины, а также должны решиться проблемы на сирийско-израильском и ливанско-израильском направлениях. Однако по требованию Израиля план принят лишь де-факто, а его официальное обнародование отложено до проведения выборов в этой стране 28 января 2003 г.

Не исключено, что этот план ждет судьба предыдущих, поскольку не ясно, какова будет судьба Я.Арафата и как скажется на палестино-израильском урегулировании возможная американская военная операция против Ирака. Кроме того, еще до принятия решения по "Дорожной карте" Арафат объявил о том, что выборы в Автономии откладываются на неопределенный срок, поскольку не могут проводиться в условиях израильской оккупации и проведения карательных мер. Многие важные вопросы в новом плане обойдены вниманием, в частности, вопрос об Иерусалиме.

Сразу после вашингтонского заседания "четверки" министр иностранных дел Израиля Б.Нетаньяху (сменивший на этом посту Ш.Переса после развала коалиционного кабинета) посетил Россию, где, по-видимому, пытался заручиться поддержкой в вопросе о мирных переговорах, а также по Ираку. Нетаньяху занимает значительно более жесткую позицию, чем А.Шарон (в частности, он настаивает на высылке Арафата), однако именно в период его пребывания на посту премьер-министра было заключено соглашение по Хеврону, которое, правда, было аннулировано вскоре после формирования нового правительства. Вряд ли визит Нетаньяху как-то повлияет на российские взгляды по ближневосточной проблематике, которые во многом являются равнодействующей различных сил и групп влияния. Однако уже сейчас видно, что ни сама ближневосточная "четверка", ни деятельность в ее рамках России ничего принципиально нового в процесс урегулирования внести не в состоянии, поскольку они эффективно не влияют на участников конфликта, на расстановку сил внутри противоборствующих сторон, на те страны, которые их поддерживают. Кроме того, Москва, по-видимому, надеется, что ее деятельность в качестве посредника в ближневосточном процессе способна воздействовать на позиции арабских стран по Чечне, но здесь нет и не может быть никакой прямой связи.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Арабо-израильский конфликт

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх