новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Ситуация вокруг Северной Кореи

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ

Россия - КНДР. 23 августа во Владивостоке прошли переговоры Президента РФ В.В.Путина с северокорейским лидером Ким Чен Иром. Главное содержание встречи составил обмен мнениями о том, как Пхеньяну строить отношения с США, какими могут быть перспективы нормализации на Корейском полуострове, какими будут внутренние преобразования в КНДР, какова возможная российская помощь в этом процессе (три предшествующих дня на российской земле Ким Чен Ир знакомился с опытом экономических реформ на местах). В Северной Корее есть робкие признаки начала процесса "мягкой трансформации" и внедрения отдельных элементов рыночной экономики. Ким Чен Ир боится радикальных нововведений, когда изменения могут приобрести слишком большую динамику и выйдут из-под контроля. Россия поддержала стремление Пхеньяна возобновить диалог с Японией и Южной Кореей без предварительных условий. Одной из основных тем, обсуждавшихся во Владивостоке, был проект соединения железных дорог России и Северной Кореи в единую трансконтинентальную магистраль.

"Ядерный кризис". В октябре Пхеньян признал факт тайного осуществления своей ядерной программы вопреки подписанному в 1994 г. соглашению с США, по которому он брал на себя обязательство остановить ее в обмен на ежегодные поставки 500 тыс. т. топочного мазута и строительство двух ядерных энергетических легководных реакторов силами международного консорциума. В ответ США прекратили поставки топлива. Москва запросила разъяснений у Пхеньяна по поводу сообщений о ядерной программе, однако полученный ответ не прояснил ситуации, поскольку в нем содержалось много двусмысленностей и неопределенностей. В то же время Россия утверждает, что ядерной опасности со стороны Северной Кореи нет.

Размораживание северокорейской ядерной программы сразу же негативно отразилось и на отношениях Пхеньяна с США, Южной Кореей и Японией. На саммите АТЭС в октябре лидеры этих трех стран приняли специальное Заявление, в котором северокорейская программа по обогащению урана квалифицировалась как нарушение соглашения 1994 г., Договора о нераспространении ядерного оружия, соглашения КНДР с МАГАТЭ о гарантиях, а также совместной "Декларации Юг - Север" о превращении Корейского полуострова в безъядерную зону. Они призвали КНДР закрыть эту программу без промедления и в поддающейся проверке форме, предупредив, что без отказа от этой программы она не сможет иметь нормальных отношений с международным сообществом. Токио прервал переговоры с Пхеньяном по нормализации двусторонних отношений, которые были начаты на их первом саммите в сентябре.

В активизации своей программы по созданию ядерного оружия КНДР видит средство сдерживания враждебных действий со стороны США, недопущения того, чтобы Вашингтон мог действовать подобно тому, как он действует в отношении Ирака. Пхеньян готов вести переговоры с США по ядерному вопросу на определенных условиях: если Вашингтон примет обязательство отказаться от вооруженной интервенции, даст юридические обязательства о ненападении, включая отказ от применения в отношении КНДР ядерного оружия, подписав соответствующий двусторонний договор. Вашингтон не дал ответа на это предложение, ограничившись заявлением президента Дж.Буша о том, что у США нет планов вторжения в КНДР.

"Ядерный кризис" вышел на новый виток в декабре, когда Пхеньян отключил аппаратуру наблюдения, установленную специалистами МАГАТЭ на ядерном объекте в Йенбене по соглашению 1994 г., и приступил к расконсервации своего ядерного реактора, способного производить оружейный плутоний. Россия ставит под сомнение, по крайней мере на словах, возможность того, что Пхеньян обладает ядерным оружием. Однако, по данным зарубежных экспертов, КНДР уже имеет 2-3 маломощных ядерных боезаряда и располагает плутонием для производства еще нескольких. Зафиксированы ее контакты с рядом арабских режимов Ближнего Востока. Свою ядерную программу Северная Корея использует для шантажа США, видимо, добиваясь более выгодных условий нового варианта "рамочного" соглашения. Одновременно Пхеньян стремится теснее привязать к себе Китай, позиция которого в последнее время стала сближаться с Западом.

В сложившейся ситуации Вашингтон и Токио пытаются апеллировать к Москве, чтобы она повлияла на Пхеньян. Они считают необходимым, чтобы все пять стран - Россия, Китай, США, Япония и Южная Корея - выступили единым фронтом и заставили КНДР отказаться от создания ядерного оружия. Интересам России не отвечает обострение ситуации вблизи ее дальневосточных границ, развертывание гонки ядерных вооружений, в которую могут быть втянуты соседние страны АТР. С появлением ядерного оружия у КНДР угроза конфликта на Корейском полуострове приобрела бы совершенно иные масштабы для российского Дальнего Востока, не говоря уже о цепной реакции в регионе и праве Японии на самооборону в виде создания собственного ядерного оружия. РФ имеет хорошие отношения с КНДР, но в одиночку мало что может сделать для разрядки напряженности. Требуются энергичные и согласованные посреднические усилия России и Китая, чтобы противостояние США и Северной Кореи не переросло в более серьезный конфликт.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Ситуация вокруг Северной Кореи

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх