новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Россия - Азия

РОССИЯ - АЗИЯ

Россия и региональные форумы АТР. Минувший период стал этапным для интеграции в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и в целом Азиатско-Тихоокеанского региона. На состоявшемся в начале ноября в Пномпене саммите АСЕАН было подписано соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между КНР и этим объединением. Китай опередил двух других своих партнеров по диалогу "АСЕАН+3" - Японию и Южную Корею. Первые шесть членов АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины) станут участниками этой зоны в 2010 г., менее развитые страны (Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма) - к 2015 г. Таким образом возникнет самая большая в мире ЗСТ с населением 1,7 млрд человек и ежегодным объемом торгового оборота в 1,2 трлн долл.

На таком фоне участие России в азиатско-тихоокеанской интеграции выглядит скромно. Мьянма, приравненная на Западе к "странам-изгоям" из-за своего авторитарного режима, или разоренная гражданской войной Камбоджа продвинулись в региональной интеграции дальше, чем демократическая и старающаяся интегрироваться в цивилизованный мир Россия. Как показали состоявшаяся в июле - августе 9-я сессия Регионального форума АСЕАН в Брунее и 10-й форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лос-Кабосе (Мексика) в конце октября, антитеррористическая тематика и активные двусторонние контакты с главами дипломатий стран региона становятся для России своего рода компенсацией ограниченных возможностей на экономическом фронте. Здесь у России практически нет проблем с пониманием ее позиции по Чечне, тем более что некоторые из стран АТЭС, переживших в последнее время кровавые теракты (Индонезия, Филиппины), сами непосредственно сталкиваются с проблемами вооруженного сепаратизма и террористической интервенции.

В то же время многие задачи, связанные с экономическим сотрудничеством в рамках АТЭС, звучат для России довольно абстрактно ввиду ее односторонней сырьевой специализации и слабой интегрированности в мировое хозяйство (например, "Заявление о торговле и цифровой экономике", принятое в Лос-Кабосе). Даже многие мероприятия в антитеррористической области, которые предполагают применение передовых технологий, затруднительны для России, во всяком случае, в ближайший период. Это касается, например, установки автоматических систем идентификации (АСИ) на судах.

Пока не увенчались успехом попытки включить Россию в число особо близких партнеров АСЕАН по диалогу (в настоящее время такими партнерами, работающими с этой организацией в формате "+3", являются Южная Корея, Япония и Китай). Для РФ большое значение сохраняют встречи между лидерами, где принимаются какие-то прорывные решения. Но полноценное участие в подобных форумах в первую очередь предполагает активную деятельность в рабочих группах, и Россия должна учесть этот фактор, чтобы ее присутствие там не стало чисто номинальным.

Россия - Китай: политическое сотрудничество. 1-3 декабря Президент РФ В.В.Путин нанес визит в Китай, начав с этой страны свое азиатское турне. Главная цель визита - заручиться обязательствами китайской стороны в продолжении курса на развитие отношений с Россией при вхождении во власть новых лидеров КНР, идущих на смену нынешнему руководству. В ходе переговоров с председателем КНР Цзян Цзэминем, новым лидером Компартии Китая Ху Цзиньтао (он станет главой государства в марте 2003 г.), председателем парламента Ли Пэном и премьер-министром Чжу Жунцзи обсуждались двусторонние отношения и проблемы мировой политики.

Россия и Китай подтвердили обоюдное стремление укреплять двустороннее стратегическое партнерство, помогать друг другу в борьбе с мусульманским сепаратизмом. Китай в отличие от Запада без всяких оговорок относит сепаратистов и боевиков в Чечне к категории террористов. Он сам сталкивается с проблемой сепаратизма на северо-западе страны и в Тибете. Москва и Пекин не сомневаются, что и террористы Чечни, и террористы "Восточного Туркестана" есть звенья международного терроризма, против которого обязаны бороться все государства. Но далеко не все на Западе склонны разделять такой подход, и в этом Москва и Пекин видят проявление двойных стандартов. Россия подтвердила принадлежность Тайваня и Тибета к Китаю. Пекин опасается любого приближения вооруженных сил США и их союзников к своим границам, которое происходит в рамках операций в Афганистане.

Переговоры в Пекине показали совпадение или близость позиций России и Китая по многим важнейшим международным вопросам. РФ и КНР считают магистральными тенденциями современной эпохи экономическую глобализацию и формирование многополярного мира. Они рассматривают СБ ООН как противовес американской гегемонии в мировых делах, отстаивают исключительную прерогативу этого органа в решении вопроса о применении военной силы. Право вето в Совете Безопасности - пожалуй, наиболее действенное средство из тех рычагов, которые есть у России и Китая, чтобы влиять на политику США.

РФ и КНР выступают за мирное урегулирование и ситуации вокруг Северной Кореи, за нормализацию американо-северокорейских отношений. Их беспокоит обострение этой ситуации после того, как КНДР признала, что осуществляет программу по обогащению урана для производства ядерного оружия - вопреки соглашению с США, подписанному в 1994 г. Москва и Пекин стремятся способствовать урегулированию американо-северокорейских разногласий.

В ходе визита В.В.Путина в Пекин было подписано пять документов. Важнейшим среди них является совместная Декларация, в которой изложено концептуальное видение сторонами путей развития двусторонних отношений и сотрудничества на международной арене, взгляды на решение наиболее злободневных проблем текущей политики. Отдельные соглашения посвящены вопросам экономического сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов - борьбе с отмыванием денег, перекрытию финансовых источников терроризма. Госбанк КНР обязался открыть кредитную линию на 200 млн долл. для закупок российскими компаниями китайских товаров и оборудования.

В минувшее полугодие продолжало динамично развиваться военно-техническое сотрудничество между двумя странами. Россия остается ведущим поставщиком современной военной техники и вооружений Китаю, растущий спрос на которые диктует китайская программа модернизации вооруженных сил. Цель этой программы - подготовка к потенциальному конфликту в Тайваньском проливе, обретение военной мощи, которая позволила бы удержать США от вмешательства в конфликт на стороне Тайваня. Китай закупает российские боевые самолеты "Су-МКК", эсминцы, проявляет желание приобрести еще примерно 30 российских истребителей морского базирования "Су-30МК2", на сумму 1,2 млрд долл. Однако Москва продает далеко не все, что просит Пекин. Так, она отказалась поставлять Китаю самолеты-перехватчики большой дальности полета "МиГ-31".

Экономическое сотрудничество. По объему торговли с Китаем Россия далеко отстает от США, Японии, занимая лишь восьмое место. В 2001 г. объем торгового оборота между РФ и КНР составил 10,7 млрд долл. К 2002 г. он должен выйти на уровень 11 млрд долл. Наибольший потенциал для российско-китайского экономического сотрудничества представляют несколько секторов экономики - энергетика, гражданская авиация, транспорт, электроника, телекоммуникации и банковская сфера. РФ готова удовлетворить значительную часть потребностей Китая в нефти и природном газе, создании новых объектов инфраструктуры в области энергетики. Китай стремится ослабить свою зависимость от ближневосточной нефти. Россия и КНР подтвердили намерение завершить в первой половине 2003 г. подготовку к строительству трубопровода из Восточной Сибири на северо-восток Китая для транспортировки 20-30 млн т. российской нефти в год (его стоимость оценивается в 1,7 млрд долл.).

Вопросам диверсификации форм двустороннего экономического сотрудничества был посвящен визит российского премьера М.Касьянова в Китай 21-23 августа. В ходе него впервые столь большое внимание было уделено совместным российско-китайским проектам в третьих странах, а также кооперации в области новых технологий. У России есть высокотехнологичные разработки, но для их реализации, в том числе в третьих странах, нужны финансовые ресурсы Китая, который занимает второе место в мире по объему золотовалютных запасов. Поэтому закономерно стремление Москвы привлечь китайские средства, в том числе и в целях совместной экспансии на рынки третьих стран. Однако Россия пока остается для Китая не очень выгодным объектом приложения капиталов, а выход на более высокий уровень сотрудничества сдерживают небольшие масштабы инвестиционного взаимодействия.

Пекин настаивает на существенном снижении пошлин на экспортируемые в Россию китайские товары - одежду, мебель, электроприборы и т.д., притом, что в мае 2002 г. сам ввел ограничения по объему поставок из РФ некоторых видов металлопродукции.

Китай формально поддерживает заявку России на вступления в ВТО, но в то же время тормозит процедуру ее рассмотрения. Долгое время он не торопился объявить те условия, на которых даст свое официальное согласие на принятие РФ в ВТО, и тем самым замедлял ход двусторонних переговоров по этой проблеме. Единственное, что Пекин сделал быстро - поставил вопрос об отмене российских ограничений на трудовую миграцию китайцев в Россию. Правда, Москве, похоже, удалось убедить его, что эти вопросы можно решить без привязки к переговорам по ВТО1.

Россия и Китай заявляют, что укрепление их отношений не направлено против третьих стран и что они не намерены вступать в союз между собой. Однако их постоянное апеллирование к идее многополярности имеет, несомненно, антиамериканский подтекст, ведь они рассматривают многополярность как антитезу американской гегемонии, при том что в своих отношениях с США ни Москва, ни Пекин не прибегают к этой концепции. Подобная непоследовательность способна породить сомнения, не используется ли идея многополярности для конъюнктурных целей. Стоит, видимо, более вдумчиво проанализировать ее реальное содержание и степень соответствия потребностям объединения международного сообщества для противодействия современным глобальным угрозам - ведь в борьбе с международным терроризмом, распространением ОМУ, ухудшением природной среды и в противостоянии многим другим стратегическим вызовам Россия, Китай и Запад находятся по одну сторону баррикад.

Россия - Индия. Во время визита Президента В.В.Путина в Дели, состоявшегося 3-5 декабря, сразу после посещения КНР, в центре внимания находились торгово-экономические вопросы и проблемы научно-технического сотрудничества. Товарооборот между двумя странами находится на уровне, который никак не может удовлетворить обе стороны - 1,5 млрд долл. Как признал российский Президент в выступлении перед представителями индийских деловых кругов, доля высокотехнологичной продукции во взаимной торговле пока очень невелика, а сама торговля продолжает базироваться на узкой номенклатуре товаров, весьма чувствительных к колебаниям конъюнктуры. Среди примеров позитивных сдвигов - ряд проектов в инвестиционной сфере. В частности, российская государственная нефтяная компания "Роснефть" и Индийская нефтегазовая корпорация реализуют проект "Сахалин-1". "Газпром" ведет разведку и разработку месторождений на шельфе Индии в Бенгальском заливе. Начата практическая работа по сооружению атомной электростанции "Куданкулам". В декларации о научно-техническом сотрудничестве особое значение было придано совершенствованию механизма двусторонних и трехсторонних консультаций по введению в действие международного транспортного коридора "Север - Юг".

Близятся к завершению переговоры о продаже Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". В начале 2003 г. могут начаться переговоры о новых проектах. В стадии исполнения находятся два контракта на поставку 40 самолетов "Су-30 МКИ". Идут работы по организации лицензионного производства еще 140 таких же истребителей. Главная проблема для России заключается в том, что Индия платит за поставляемое оружие исключительно клиринговыми рупиями. Россия выдвигает предложение перевести рупиевый долг в инвестиции, однако пока индийская сторона поддерживает это предложение лишь на словах.

Разумеется, немалое внимание стороны уделили борьбе с терроризмом, и это стало одним из главных пунктов принятой по итогам визита Делийской декларации. В.В.Путин явно выразил сочувствие Индии в той позиции, которая она занимает в конфликте с Пакистаном. В частности, это касается поддержки Исламабадом кашмирских сепаратистов. В интервью индийским газетам накануне визита Президент РФ заявил, что хотя военный потенциал Пакистана в надежных руках, "чувство тревоги, тем не менее, у нас сохраняется".

Отношение России к индо-пакистанскому конфликту - вопрос особенно щекотливый, учитывая, что Москва пытается расширить базу своего влияния в регионе и брать на себя роль посредника между Индией и Пакистаном (как это имело место, хотя и неудачно, во время алма-атинских встреч В.В.Путина с А.Ваджпаи и П.Мушарафом летом этого года). Как представляется, России следовало бы проявлять больше осторожности в публичном проявлении своих симпатий, хотя особые отношения между Москвой и Дели никто не ставит под сомнение, а роль Пакистана в поощрении исламского экстремизма далеко не исчерпана после его вынужденного присоединения к антитеррористической коалиции.



1 Согласившись в свое время вступить в ВТО на более жестких, чем стандартно принятые, условиях Китай создал прецедент, который США, ЕС, Австралия и другие "столпы" ВТО теперь пытаются распространить и на Россию. Поэтому Москва постоянно напоминает своим западным партнерам по переговорам, что согласится войти в ВТО только на стандартных условиях.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Россия - Азия

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх