новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Ситуация вокруг Ирака

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ИРАКА

Попыткой Багдада найти в лице России защиту от надвигающегося нападения США стала августовская утечка сначала в американские, а потом и российские СМИ информации из иракских источников о якобы скором подписании крупного торгово-экономического соглашения между РФ и Ираком. Заключение такого соглашения явилось бы пусть косвенной, но все-таки поддержкой политического статуса нынешнего иракского режима. Со своей стороны, Москва тоже была не прочь воспользоваться возникшей шумихой, чтобы более акцентированно заявить о своих экономических интересах в Ираке перед лицом надвигающейся войны США с этой страной. "Долгосрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Ирак", рассчитанная на 10 лет, готовилась давно. Однако Ирак, по оценкам большинства независимых экспертов, в своем нынешнем состоянии - под прессом санкций и ограничений - просто не способен обеспечить сотрудничество с Россией в таких масштабах (речь шла чуть ли не о 40 млрд долл.).

Во время сентябрьского визита в Москву иракского министра иностранных дел Наджи Сабри ему было ясно дано понять, что без согласия на возвращение международных инспекторов у Ирака нет никаких шансов избежать войны с США. В речи президента Дж.Буша на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 12 сентября прозвучал ультиматум: либо ООН займет жесткую позицию в отношении Багдада и предъявит ему строгий спрос за несоблюдение обязательств перед международным сообществом, либо США будут решать этот вопрос по своему усмотрению. 16 сентября после заседания в Багдаде Высшего революционного совета иракский посол в ООН передал генсеку К.Аннану письмо с согласием Ирака принять международных инспекторов без всяких предварительных условий. Россия поддержала это решение, которое было принято не без ее совета.

США сразу же отреагировали, заявив, что одного обещания Багдада недостаточно, и выступили с инициативой принятия специальной резолюции СБ ООН, содержащей ультимативные требования к Ираку. Первоначально Россия отклонила американское предложение, но затем была вынуждена принять его, чтобы сохранить хоть какие-то шансы на дипломатическое решение проблемы, поскольку стало очевидно, что США готовы действовать самостоятельно силовыми методами. Вашингтон дал ясно понять, что может обойтись без поддержки России. Стремление заручиться позитивным отношением России в отношении силовой акции против Ирака было основным мотивом краткого визита в Москву 10-11 октября британского премьера Т.Блэра. Однако он не смог предложить четких и конкретных гарантий того, что интересы РФ не пострадают со сменой режима в Багдаде.

США не раз меняли аргументацию необходимости военной акции против Ирака, но каждый раз их доводы не находили поддержки ни у России, ни у европейских союзников (за исключением Великобритании), ни тем более в арабском мире, в том числе у самых лояльных Вашингтону и враждебных Багдаду государств. США так и не смогли представить убедительные доказательства своих обвинений. Вашингтон все чаще стал акцентировать не задачу свержения режима С.Хусейна, а вопрос о разоружении Ирака. Одновременно США обозначают запасной вариант обоснования своей возможной операции, готовя материалы по обвинению С.Хусейна в военных преступлениях. Тогда оправданием военной кампании станет поимка иракского лидера и предание его Международному суду в Гааге. Между тем многие страны, особенно соседние, опасаются хаоса в Ираке и распространения нестабильности по всему региону в случае американской военной акции.

О недопустимости односторонних военных действий США без санкции ООН наряду с Россией заявили также страны ЕС (за исключением Великобритании). Позицию Европейского Союза обнародовал верховный представитель по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солана по итогам октябрьской встречи министров обороны стран ЕС в Афинах: инспекторам ООН надо дать возможность проверить вызывающие подозрения иракские объекты, и только по результатам инспекций может быть рассмотрен вопрос о применении силы.

С середины сентября развернулась упорная дипломатическая борьба вокруг проекта резолюции СБ ООН по Ираку. США стремились как можно скорее получить текст резолюции, который санкционировал бы применение силы против Ирака в любой момент. Вашингтон в действительности интересует не столько проверка имеющихся подозрений относительно возможной тайной деятельности Багдада по разработке ОМУ, сколько создание предлога для свержения неугодного режима. В устранении С.Хусейна Вашингтон видит единственную возможность обезопаситься на будущее от сюрпризов со стороны Ирака. Судя по всему, независимо от результатов международной инспекции, США не откажутся от своей цели поменять власть в Ираке и установить свой контроль над его нефтяными богатствами и военным потенциалом, чтобы избежать перспективы войны на два фронта на Среднем Востоке - одновременно и с Ираком, и с Ираном. В октябре обе палаты американского Конгресса приняли поочередно совместную резолюцию № 114, наделяющую президента полномочиями использовать вооруженные силы против Ирака, причем без увязки с какими-либо решениями СБ ООН.

Американо-британский "жесткий" проект резолюции, предусматривающий автоматическое право на использование силы против Ирака, не получил поддержки трех постоянных членов Совета Безопасности - России, Франции и Китая. Но для США было важно, чтобы все пять постоянных членов СБ ООН проголосовали в поддержку предложенного ими проекта, поэтому им пришлось пойти на уступки. В результате после семи недель трудных переговоров СБ 8 ноября единогласно принял резолюцию. Все 15 членов Совета Безопасности проголосовали за нее. О том, сколь высоки были ставки, говорит тот факт, что Россия, Франция и Сирия дали свое согласие за считанные часы до голосования.

Резолюция признает Ирак виновным в нарушении сути решений СБ ООН, принятых после иракского вторжения в Кувейт в 1990 г. Она предусматривает существенное ужесточение инспекционного режима на иракской территории, наделяет международных инспекторов очень широкими полномочиями, позволяя им применять по существу все ненасильственные методы дознания на всей без исключения территории Ирака. Контроль за соблюдением Ираком международного инспекционного режима возложен на Комиссию ООН по мониторингу, верификации и инспекции (ЮНМОВИК) и на МАГАТЭ. Его цель - гарантированно удостовериться в полном завершении разоруженческого процесса.

Хотя резолюция № 1441 не содержала прямого разрешения на применение силы против Ирака (против чего выступали Россия, Франция и многие другие в СБ ООН), однако в ней есть положения, которые могут служить для США косвенным оправданием, чтобы начать войну, не дожидаясь принятия новой резолюции. Уже то, что в ней подтверждается резолюция № 678 (1990 г.), наделяющая государства ООН правом использовать все средства в отношении Ирака по восстановлению мира в регионе, может служить такой зацепкой для администрации Дж.Буша. В любом случае резолюция позволяет достаточно широко трактовать то, насколько полно Ирак выполняет ее положения: здесь при желании всегда можно найти повод для придирок к Багдаду, для обвинений его в несоблюдении резолюции и предлог для развязывания войны.

Несмотря на удовлетворение резолюцией № 1441, Вашингтон оставил за собой право действовать самостоятельно по ситуации. Можно предположить, что в случае нарушения иракской стороной условий резолюции США начнут военную операцию против Ирака, независимо от исхода рассмотрения этого вопроса в Совете Безопасности. Они могут пойти по "косовскому пути", когда в 1999 г. военная кампания против Югославии была развернута без мандата СБ ООН, и рассчитывать на поддержку своих союзников в Европе и Азии. Они уже обратились к 50 странам мира за содействием на случай войны с Ираком.

В отличие от США Россия придерживается иного подхода, делая акцент на постепенном снятии санкций, если Багдад продемонстрирует добрую волю в сотрудничестве с ООН. Она считает, что принятие резолюции № 1441 открывает дорогу к всеобъемлющему урегулированию ситуации вокруг Ирака. Однако сейчас, еще до завершения работы инспекторов ООН, ставить вопрос о снятии даже некоторых санкций преждевременно, хотя между Москвой и Багдадом, видимо, и существует негласная договоренность на этот счет.

13 ноября Ирак дал официальное согласие выполнить условия резолюции № 1441. После более чем 4-летнего перерыва 27 ноября возобновились международные разоруженческие инспекции в Ираке. Отличие нынешнего этапа от ранее осуществлявшегося режима состоит в том, что теперь инспектора ООН и МАГАТЭ наделены от имени мирового сообщества не только неограниченными инспекторскими полномочиями, но и широкими правами следователей для ведения дознания.

Как и предусматривает резолюция СБ ООН № 1441, Ирак представил 8 декабря декларацию-отчет о своих программах в области оружия массового уничтожения. После проведенного предварительного анализа - а представленные сведения составили около 12 тысяч страниц - глава миссии ЮНМОВИК Х.Бликс доложил первые выводы Совету Безопасности ООН. В них высказаны претензии Багдаду за многочисленные пробелы в отчете и отсутствие доказательств, подтверждающих, что Ирак выполнил ранее данное обещание и уничтожил все имевшееся у него ОМУ. Первый отчет о результатах разоруженческой миссии в Ираке международные инспекторы должны представить СБ ООН к 27 января 2003 г., и этот орган будет принимать решение о том, продолжать ли инспекции или принимать какие-то другие меры.

19 декабря США заявили, что изучение представленного Ираком отчета о его программах в области ОМУ дает основание сделать вывод, что в этом документе есть много упущений и неточностей. Они настоятельно рекомендуют международным инспекторам активнее практиковать вывоз за рубеж иракских ученых и специалистов, участвовавших в разработках ОМУ, для интервьюирования и проведения дознания. Хотя Вашингтон обещал продолжить изучение иракского доклада, он не замедлил обвинить Ирак в том, что тот утаил от международного сообщества часть важной информации о своих военных программах и тем самым нарушил резолюцию СБ ООН № 1441 - следовательно, режим С.Хусейна не воспользовался последней возможностью выполнить свои обязательства. Таким образом, уже сейчас у США есть формальный повод начать войну против Ирака.

Администрация Дж.Буша сомневается в том, что возвращение инспекторов ООН в Ирак может служить гарантией отсутствия тайных разработок ОМУ. Она будет выискивать удобный момент для развертывания военной операции, которая, судя по всему, может начаться в январе - марте 2003 г. Премьер Т.Блэр призвал британские вооруженные силы быть в готовности к войне с Ираком. США и Великобритания хотели бы получить от России, если не открытую поддержку своих планов, то, по крайней мере, молчаливое согласие с их действиями. Тем временем они продолжают сосредоточивать свои войска в соседних с Ираком странах (в Турции, Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Кувейте) и в прилегающей морской акватории.

Хотя Россия допускает, что в иракском отчете могут быть несоответствия и что в нем не содержится ответа на некоторые вопросы, она все же считает, что только Совет Безопасности ООН вправе давать окончательную оценку того, соблюдает ли Багдад положения резолюции № 1441, и давать санкцию на применение силы. После завершения переговоров с госсекретарем США К.Пауэллом в Вашингтоне 20 декабря глава российской дипломатии заявил, что Москва не поддержит односторонние силовые действия Вашингтона.

Нефтяной фактор. Ирак занимает 2-е место в мире по запасам нефти после Саудовской Аравии. То, что при обсуждении иракской темы официальный Вашингтон, по крайней мере публично, старается не касаться ее "нефтяного" аспекта, лишь усиливает подозрения, что этот фактор играет немаловажную роль в его замыслах. Общеизвестно, что многие источники финансирования международной террористической сети находятся в Саудовской Аравии, а саудовская нефть покрывает 20% потребностей США. Ирак сейчас добывает 3,5 млн баррелей в сутки, а Саудовская Аравия - 7 млн баррелей (может легко довести уровень добычи и до 10 млн). Контроль над иракской нефтью позволит США ослабить свою зависимость от Саудовской Аравии.

Россия стремится обеспечить уважение ее нефтяных интересов в Ираке после возможной смены правящего режима. Хотя накануне саммита в Царском Селе президент Дж.Буш в телеинтервью НТВ говорил, что эти интересы США будут учитывать, от конкретных обязательств он, как и другие американские официальные лица, воздержался. Однако появились сообщения, что между Москвой и Вашингтоном достигнуто взаимопонимание в отношении российских экономических интересов в Ираке, в частности в связи с угрозой резкого падения цен на нефть в результате отмены санкций ООН и бурного роста экспорта иракской нефти в случае свержения С.Хусейна. Согласно якобы имеющемуся джентльменскому соглашению, стороны будут стремиться к поддержанию цены на нефть примерно на уровне 21 долл. за баррель - то есть цены, которая российским правительством взята за основу в бюджетном планировании на предстоящие годы.

Москва пытается заручиться поддержкой не только США, но и лидеров иракской оппозиции, с которыми вроде бы ведет секретные переговоры. Опасения России небеспочвенны, поскольку лидеры иракской оппозиции заявляют, что не считают себя связанными соглашениями, которые третьи страны заключили с С.Хусейном.

13 декабря Багдад объявил о расторжении контракта с российской компанией "Лукойл" на разработку месторождения Западная Курна, который оценивается в 3,5 млрд долл. Данное решение было принято в отместку за сепаратные переговоры, которые руководство этой компании вело в США с целью получить гарантии, что и после смещения нынешнего иракского режима "Лукойл" не потеряет права на освоение месторождения. Российский МИД выразил сожаление, ясно дав понять Багдаду, что во внешней политике действуют не только принципы, но и национальные интересы, в том числе и экономические, и что теперь у России стало меньше стимулов пытаться отвести от Ирака американскую военную акцию. Москва предложила Багдаду выбрать другую российскую компанию для освоения месторождений Западная Курна, если его перестал устраивать "Лукойл".


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Ситуация вокруг Ирака

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх