новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Россия - Европейский Союз

РОССИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Развитие двусторонних отношений с ведущими европейскими державами показало, что Россию и эти страны сближает совпадение (схожесть) подходов ко многим вопросам современной мировой политики: это и борьба с международным терроризмом, и ситуация вокруг Ирака и Северной Кореи, и ближневосточная проблема, а также роль ООН в разрешении международных кризисов.

Второе полугодие было отмечено интенсивными попытками РФ и ЕС найти решение по спорному вопросу транзита между Калининградской областью и остальной частью России. При урегулировании разногласий по этой проблеме Москва делала акцент на необходимости соблюдения прав жителей области и обеспечении свободы транспортного сообщения между Россией и эксклавом при расширении ЕС, хотя геополитический подтекст играл здесь не менее важную роль. Продвижение границ Евросоюза на Прибалтику способно инициировать процесс "ползучего" отделения Калининградской области от остальной российской территории, если не по чисто формальным признакам, то по сути.

27 августа Президент В.В.Путин обратился к руководству ЕС с предложением о движении к отмене визового режима между Россией и Европейским Союзом. Эта инициатива вписывается в логику российских действий, направленных на устранение барьеров, отделяющих Россию от остальной Европы. Однако растущие амбиции объединенной Европы способны порождать напряженность в отношениях не только с США, но и с РФ. Различия во взглядах на то, как должна быть устроена Европа, неизбежно проецируются на отношение ЕС к "визовой проблеме". Евросоюз не принял предложение о решении "калининградской проблемы" по примеру соглашения 1974 г. о режиме посещения Западного Берлина гражданами ФРГ, которое Президент В.В.Путин огласил 3 сентября во время визита в Москву президента Германии Й.Рау. ЕС отверг и российскую идею транзитного автобусного сообщения между Калининградской областью и остальной Россией, как и предложение о безвизовом безостановочном железнодорожном транзите, ссылаясь на отсутствие для этого надлежащих технических условий. Даже если когда-то в будущем, с точки зрения ЕС, появится техническая возможность для такого транзита по железной дороге, он намерен рассматривать ее на условиях, не противоречащих режиму Шенгенской зоны, резервируя за собой право отклонить этот вариант по политическим или юридическим причинам.

Столкнувшись с жесткой позицией ЕС, Россия была вынуждена все больше идти на уступки. Так, еще 27 сентября она устами премьер-министра М.Касьянова критиковала как неприемлемое предложение Еврокомиссии о введении т.н. "упрощенного транзитного документа", справедливо полагая, что УТД представляет собой по существу старую идею многократных виз, но облеченную в новую упаковку. Однако на саммите в Брюсселе 11 ноября Россия приняла эту схему, подписав с ЕС соответствующее соглашение. В соответствии с ним Евросоюз с 1 июля 2003 г. законодательно вводит в действие схему упрощенного транзитного документа, который предназначен для прямого наземного транзита между Калининградской областью и остальной Россией на фиксированный период времени. УТД будет двух типов: один из них - для многократных транзитных поездок всеми видами наземного транспорта - будет выдаваться на основе обращения в литовское консульство, и желающий его получить будет подвергаться необходимой проверке, которая практически ничем не будет отличаться от той, что проводиться при выдаче визы.

Другой вид УТД - это упрощенный документ для поездок по железной дороге (УДПЖД). Он предназначен для разовой поездки туда и обратно поездом через литовскую территорию и будет выдаваться на ограниченное время при покупке билета на основе предоставления информации о покупателе железнодорожного билета. Железнодорожные билеты не будут продаваться тем российским гражданам, против транзита которых будут возражать литовские власти.

Российские власти обязаны заблаговременно информировать литовскую сторону о российских транзитниках. Соглашение о транзите носит временный характер, сроком до 1 января 2005 г. Литва сохраняет право применять необходимые меры пограничного контроля и отказать в доступе на свою территорию, в том числе и для целей транзита, любому российскому гражданину. Иными словами, иностранное государство будет решать, кто из российских граждан может ехать из одной части России (Калининградской области) в другую, а именно против этого с самого начала выступала Москва, считая это условие неприемлемым, ущемляющим суверенные права России. В итоге РФ вынуждена была отказаться от этой позиции, которая имела шансы на успех лишь в случае согласия ЕС пойти на существенные уступки Москве. Однако такого желания у Брюсселя не было. Правда, ЕС обещал продолжать оказывать техническую и финансовую помощь в экономическом развитии Калининградской области, которую он рассматривает как важную часть всего региона Балтийского моря, и в укреплении трансграничного сотрудничества России с соседними странами ЕС.

Оценка достигнутого компромисса не может быть полной без учета того, что проблема "калининградского транзита" - это своеобразный индикатор истинного качества отношений РФ и ЕС. Евросоюз уступил лишь по форме, показав, что для него сохранение целостности своего внутреннего правового режима важнее отношений с Россией. Не был решен вопрос о способах транзита грузов между Калининградской областью и остальной Россией. Предложение В.В.Путина о создании безвизового режима между Россией и ЕС Брюссель готов рассматривать лишь как долгосрочную цель без увязки с проблемой "калининградского транзита". Россия была вправе рассчитывать на то, что ввиду неординарности этой проблемы Евросоюз мог бы и отойти от своих бюрократических правил, пойдя ей навстречу, тем более что граждане более чем 20 стран обладают правом безвизового перемещения по территории Европейского Союза. Однако этого не произошло, поскольку Россия по-прежнему рассматривается как источник проникновения на территорию ЕС оргпреступности и нелегальной иммиграции.

Среди "раздражителей" в отношениях России и ЕС по-прежнему на первом месте фигурировала чеченская тема. Хотя октябрьский теракт в Москве вызвал единодушное осуждение стран ЕС, но наряду с поддержкой действий российского руководства в этой сложной ситуации со стороны Германии, Франции и в целом ЕС вновь зазвучали призывы к политическому урегулированию конфликта в Чечне, как будто Москва сомневается в его необходимости. Несмотря на все разъяснения российской стороны по поводу перспектив постепенного налаживания мирной жизни (проведение референдума, принятие республиканской конституции, избрание органов власти и т.д.) Евросоюз продолжает считать, что Москва придерживается ошибочных приоритетов с акцентом на силовые действия. Европейцы часто не видят ту грань, за которой догматически понимаемая проблема защиты прав человека становится препятствием в борьбе с террористами, ведет к недооценке роли военной силы в противодействии террористической угрозе, то есть в конечном счете разрушает условия, в которых возможна реализация важнейшего права человека - права на жизнь.

Отказ Дании запретить проведение в Копенгагене "Всемирного чеченского конгресса" привел к отмене государственного визита В.В.Путина в эту страну и переносу саммита РФ - ЕС из датской столицы в Брюссель. На этом саммите, состоявшемся 11 ноября, были подведены итоги пяти лет действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Более интенсивным стал политический диалог, более динамичный характер приобрело взаимодействие, которое охватывает вопросы интеграции России в европейское экономическое и социальное пространство, поддержания международной стабильности и безопасности, общие вызовы, с которыми сталкиваются Россия и Европа.

Среди международных проблем борьба с международным терроризмом занимает ведущее место в российско-европейской повестке дня. Россия и ЕС договорились о дальнейшем развитии стратегического партнерства, подтвердили свое единство в антитеррористической борьбе. Правда, это единство Евросоюз увязывает с "должным уважением власти закона, демократических принципов и территориальной целостности государств". Отмечая глобальный характер угрозы терроризма, РФ и ЕС считают, что ответ на нее должен быть всеобъемлющим и комплексным, включать политические, экономические, дипломатические и военные меры. Особую опасность представляет смычка террористических организаций с транснациональной оргпреступностью, занимающейся торговлей оружием, оборотом ядерных, химических, биологических материалов.

Россия и ЕС обязались привлекать к суду преступников, организаторов и спонсоров террористических акций и способствовать тому, чтобы лица, скрывающие, поддерживающие и дающие убежище террористам, предстали перед правосудием в соответствии с нормами международного права. Они согласовали ряд конкретных вопросов такого сотрудничества, включая обмен информацией между РФ и Европолом, возможность заключения двусторонних соглашений по юридическим аспектам противодействия проявлениям терроризма, а также в деле защиты населения от последствий инцидентов на ядерных, химических и биологических объектах. Евросоюз обещал пересмотреть свой список запрещенных террористических организаций, впрочем, не уточнив, будут ли в него включены те, что действуют в Чечне.

В то же время согласие Дании (она председательствовала в ЕС в этом полугодии) вопреки протестам России на проведение в Копенгагене "Всемирного чеченского конгресса" в день российского национального траура по погибшим в результате диверсионно-террористической акции в Москве, как и отказ в выдаче Закаева, несмотря на то что российская прокуратура предоставила данные о преступной деятельности этого человека, - все это свидетельствует об ограниченности восприятия современной реальности у значительной части политической элиты Западной Европы.

Саммит ЕС, прошедший в Копенгагене 12-13 декабря, был почти полностью посвящен проблеме расширения этого союза на страны Восточной Европы. На нем было окончательно решено, что десять стран присоединятся к ЕС с 1 мая 2004 г. и 16 апреля 2003 г. в Афинах с ними будут подписаны официальные договоры о вступлении. Принятие Румынии и Болгарии в ЕС намечено на 2007 г., начало переговоров с Турцией - на 2005 г., при условии, что к концу 2004 г. Анкара будет соответствовать требуемым политическим стандартам. О России в итоговом документе было сказано лишь то, что расширение ЕС приведет к укреплению двусторонних отношений.

Стратегическое направление в развитии торгово-экономических отношений России и ЕС - формирование общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Важным этапом на этом пути стало законодательное признание России страной с рыночной экономикой, о чем 7 ноября объявил ЕС. Внесение соответствующих поправок в антидемпинговые законы Евросоюза устраняет ряд ограничений на экспорт российских товаров и услуг в Европу, защищает их от неоправданных обвинений в демпинге. Кроме того, теперь российские экспортеры вправе требовать от ЕС пересмотра уже действующих в отношении них 12 антидемпинговых процедур, из-за которых они теряют ежегодно 250 млн долл. В итоге суммарный положительный эффект для российской промышленности может составить 400-500 млн долл. в год.

Однако приходится констатировать, что РФ и ЕС находятся лишь на начальном этапе формулирования концепции общего экономического пространства. Они не определились в том, какими должны быть конечные цели ОЕЭП, пути и механизмы их достижения. В предварительном порядке стороны считают главной целью ОЕЭП сближение экономик России и стран ЕС, включая нормы и правила, на основе которых они функционируют. Это означает формирование основы для средне- и долгосрочной стратегии экономической интеграции, соответствующей масштабам и взаимодополняемости экономик России и ЕС, а также их географической близости и стратегическому партнерству. На данном этапе согласован перечень секторов экономики, где в приоритетном порядке должно происходить сближение законодательной и нормативной базы, методов регулирования, использующихся в России и ЕС, и устранение нетарифных барьеров. Стороны трезво оценивают сложность стоящих перед ними задач и не ожидают конкретных экономических результатов в ближайшей перспективе.

Хотя на официальном уровне двусторонние отношения России и ЕС характеризуются сторонами как "стратегическое партнерство", в действительности такая оценка является преувеличенной, отражает скорее желание сторон, чем реальное положение вещей.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Россия - Европейский Союз

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх