новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Содружество Независимых Государств

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Россия на протяжении прошедшего полугодия энергично пыталась доказать, что не желает уступать свои позиции на постсоветском пространстве, ведь именно как уступку трактует большинство наблюдателей и в нашей стране и за рубежом согласие на размещение военнослужащих США и ряда других западных стран в Средней Азии и в Грузии. В августе проходили крупные учения на Каспии. На саммите СНГ в Кишиневе в начале октября главы государств-членов ДКБ утвердили Устав и Соглашение о правовом статусе Организации ДКБ. В конце ноября было решено усилить группировку войск в центрально-азиатском регионе. Началось развертывание Коллективных сил быстрого развертывания СНГ в предместьях Бишкека (в непосредственной близости от американского контингента) - хотя фактически это силы российские. Визит Президента В.В.Путина в Киргизию в начале декабря продемонстрировал, что Москва намерена восстанавливать и укреплять свое влияние в регионе. Помимо военного сотрудничества Россия стремилась вовлечь своих центрально-азиатских партнеров в проект транспортной системы "Север - Юг", о чем, в частности, шла речь на состоявшейся в начале июля в Актау (Казахстан) рабочей встрече президентов России, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

(На таком фоне кризис демонстрировало объединение ГУУАМ: Узбекистан приостановил свое членство, а Молдавия публично высказала сомнения относительно смысла своего пребывания в этой организации.)

Один из рычагов укрепления своего влияния в СНГ, который Россия стала активно применять, - использование ситуации в отношениях с Западом, сложившейся для ряда постсоветских лидеров - А.Лукашенко, Л.Кучмы (о них см. ниже), Н.Назарбаева. В частности, казахский президент в конце года вновь оказался в центре скандала в связи с взятками, которые он, его ближайшие родственники и некоторые представители руководства страны якобы получали от ряда американских нефтяных компаний. Именно после этого Астана выразила готовность увеличить срок аренды Байконура с 20 до 50 лет, и Назарбаеву в ходе его визита в Россию в середине декабря удалось получить поддержку от В.В.Путина.

На фоне предпринимаемых Москвой усилий по укреплению своих позиций в Содружестве Администрация США считает необходимым усилить свое присутствие на постсоветском пространстве (в том числе и военное), хотя и старается всемерно показать, что это делается ради борьбы с терроризмом и наркоугрозой, и не в пику российским позициям.

В Вашингтоне в середине декабря впервые принимали президента Таджикистана Э.Рахмонова. Это знаковое событие, ведь до событий 11 сентября 2001 г. эта среднеазиатская республика практически игнорировалась на Западе и считалась не более чем протекторатом России. Однако после того как таджикская территория потребовалась западным странам для размещения своих военнослужащих, перебрасываемых в Афганистан, Душанбе почувствовал куда большую самостоятельность. Накануне визита Рахмонова в прессе даже обсуждалась возможность того, что Таджикистан может предоставить свою территорию США для ударов по Ираку. Это предположение не сбылось - такая возможность во время визита не обсуждалась, однако сами предположения подобного рода (и не только применительно к Таджикистану) не могут не вызывать у России озабоченности.

Вслед за Рахмоновым США посетил президент Молдавии В.Воронин. Визит Воронина, похоже, оправдал предположение, что после пражского саммита НАТО, и в частности после включения Румынии в число приглашенных в Альянс стран, усилится тенденция привлечения НАТО к решению приднестровской проблемы. Воронин так и сказал на встрече с Бушем, что "приднестровский конфликт - не внутренняя проблема Республики Молдова, а региональный вопрос" и что "эта проблема стала еще более важной после приглашения в НАТО Румынии". США пока не предложили конкретных путей решения приднестровской проблемы, однако они будут участвовать вместе с РФ, Украиной и ОБСЕ в разработке соответствующих проектов. Одно из направлений, по мнению Кишинева, - введение санкций против Тирасполя. В свою очередь Молдавия отказывается от высказывавшихся ею ранее намерений выйти из ГУУАМ.

Таким образом, Вашингтон, хотя и в неофициальном порядке, присоединяется к приднестровскому урегулированию, и от него Кишинев ждет того, чего не смог добиться от Москвы, - помощи в воссоединении страны и устранении "криминального режима Смирнова" в Тирасполе. Если это и не выльется в операцию по "принуждению к миру" по югославскому сценарию (ей Россия может воспрепятствовать в СБ ООН), то возможность, что США будут непосредственно готовить молдавских военных для борьбы с терроризмом, как это произошло в Грузии (при весьма невнятной реакции Москвы), весьма велика. Однако все эти маневры, скорее всего, приведут не к разрешению кризиса, а к новой войне. Тирасполь уже ясно показал, что сдаваться не намерен, и стремление России покончить со своим военным присутствием там нисколько не повлияло на его руководителей. К тому же Украина, будучи одним из посредников, явно (и гораздо откровеннее, чем Россия) сочувствует именно Тирасполю, а не Кишиневу. Россия же по-прежнему прощает Молдавии газовые долги и не думает о том, как отразится на ее позициях вмешательство внешних сил в решение кризиса.

Украина. Продолжавшееся противостояние между президентом Л.Кучмой и оппозицией не привело к какому-либо укреплению позиций последней, во всяком случае, главная ее надежда - бывший премьер-министр В.Ющенко - старается держаться на расстоянии от схватки. К концу года пропрезидентским силам удалось фактически осуществить переворот в Верховной Раде, перераспределив в свою пользу парламентские комитеты. Вместе с тем раскручивание с подачи небезызвестного майора Мельниченко нового скандала, связанного с якобы имевшими место поставками Ираку радарных систем "Кольчуга", привело к резкому ухудшению отношений между Украиной и Западом и поставило под вопрос сотрудничество с НАТО. Хотя Л.Кучма несмотря на нежелание Запада все же приехал на саммит НАТО в Праге, повестка дня украинско-западных отношений теперь, похоже, будет на несколько месяцев испорчена упомянутым скандалом.

В истекший период Кучма, похоже, побил все рекорды по числу визитов в Россию, что свидетельствует о том, что без Москвы сохранение его политических позиций было бы очень проблематичным. Вместе с тем, Киев стремится подороже "продать" свое частичное возвращение в российскую сферу влияния, хотя и понимает, что его репутация на Западе катастрофически падает, так же как уменьшается желание использовать Украину в качестве геополитического баланса против России. В частности, Украина по-своему интерпретирует соглашение о международном газовом консорциуме (октябрь), утверждая, что оно еще не означает участия России в приватизации украинских газопроводов. Не оставило украинское руководство и попыток выдавить раньше срока российский Черноморский флот из Севастополя, все еще надеясь, что это расчистит Украине дорогу в НАТО. Наконец, как показал декабрьский визит Кучмы в Грузию, Киев не прочь поучаствовать в затеваемых Тбилиси играх по замене российских миротворцев в Абхазии на "международных".

Белоруссия. Разногласия по экономическим вопросам (прежде всего долги Белоруссии за поставки газа и препятствия, чинимые российским компаниям в приватизации объектов на ее территории), а также споры по поводу путей строительства союзного государства достигли пика в августе, когда Президент В.В.Путин сразу после московской встречи с А.Лукашенко предложил два варианта этого строительства. В первом случае - создание в полном смысле слова единого государства на основе равенства субъектов РФ и РБ и на основе Конституция РФ (как федеративного государства в отличие от Белоруссии), проведение выборов в единый парламент, единого главы государства. Второй вариант - объединение по модели Евросоюза с союзным парламентом во главе. Объединение денежных систем, по мнению российского Президента, может произойти не с 2005, а уже с 2004 г.

Предложения В.В.Путина, хотя, по-видимому, и не были рассчитаны на скорую практическую реализацию (особенно первый, явно гротескный вариант, скорее призванный показать, что у Лукашенко нет особенного выбора и что лавры единственного борца за интеграцию он утратил), шокировали его белорусского коллегу, который пытался истолковать первый вариант возможного объединения как стремление Москвы расчленить Белоруссию на шесть субъектов, лишить ее суверенитета. Для давления на Москву он пытался использовать тематику возможного сближения с Западом. Сначала это были заявления о стремлении установить отношения с НАТО, а в конце августа Лукашенко даже счел возможным пригласить в Белоруссию Папу Римского.

Однако эти угрозы были изначально нереализуемы ввиду все более ухудшающейся репутации белорусского лидера на Западе. В ноябре его не пустили в Прагу на саммит НАТО, а вслед за этим страны Евросоюза и США лишили его и группу ведущих государственных деятелей Белоруссии права на въезд в свои страны. Поводом стали обвинения в массовых нарушениях прав человека, фактическое закрытие в Минске миссии ОБСЕ. Кроме того, Белоруссию (хотя и не так активно, как Украину) обвиняют в нелегальной торговле военными материалами с Ираком в обход санкций ООН.

В такой ситуации в конце ноября состоялся визит А.Лукашенко в Москву, который ознаменовал "условное" примирение. По крайней мере, поставки газа в Белоруссию продолжатся, а белорусское правительство будет обеспечивать больший доступ российским компаниям к участию в приватизации инфраструктурных объектов (в частности "Белтрансгаза"). Однако Минск продолжает стоять на своем в вопросе о едином эмиссионном центре (он не хочет так быстро терять по сути самый главный остающийся у него атрибут суверенитета). России также удалось убедить Белоруссию в необходимости начать переговоры с ОБСЕ по поводу возобновления присутствия миссии этой организации в Белоруссии. Это открывает дорогу к снятию "визовой блокады", введенной против Лукашенко странами Запада.

Нельзя, однако, не обратить внимание на то, как интерпретируется обострение российско-белорусских разногласий на Западе. Москву повсеместно хвалят за то, что она отказала в поддержке "последнему диктатору Европы", а по сути, за то, что она, по мнению этих комментаторов, отбросила "реакционную" идею российско-белорусского союза ради укрепления союза с Западом. Официальная Москва фактически не реагирует на это, что дает почву для двусмысленных толкований и способствует не просто усилению атак западных "ястребов" на Лукашенко, а стремлению изолировать Белоруссию как часть "оси зла" и заставить Россию определяться в духе Дж.Буша (кто не с нами, тот с террористами). В этом смысле довольно зловещим мероприятием выглядит состоявшаяся в середине ноября в Вашингтоне конференция "Ось зла: Беларусь - недостающее звено". На ней особенно выделялось выступление влиятельного сенатора Дж.Маккейна, имеющего репутацию непримиримого борца с врагами и "фальшивыми друзьями" США (в 2004 г. он, по-видимому, снова будет соперничать с Дж.Бушем за выдвижение кандидатом в президенты от Республиканской партии). Маккейн не только фактически приравнял Лукашенко к Милошевичу и Хусейну и провозгласил Белоруссию угрозой национальной безопасности США, но и обвинил Россию в том, что она "сеет хаос и беззаконие в Грузии и Чечне", стремится подчинить себе суверенные государства, а последствия правления Лукашенко - результат бездействия США, не реагирующих на имперский гегемонизм Москвы. Белорусская оппозиция призывается к свержению не просто тирана, а "прислужника России". Маккейн заявил, что Москву следует поощрять лишь до тех пор, пока она строит отношения с Минском в рамках "новых отношений НАТО с Россией".

Все это следует воспринимать как сигнал о необходимости существенных перемен в политике России по отношению к своим ближайшим партнерам, преодоления "реактивности" в этой политике. Сама по себе линия на поддержание шатающихся лидеров, защита их от внешнего давления не способна придать действиям России необходимую содержательность. Это относится и к российско-белорусскому союзу, где основной прогресс наблюдается в укреплении бюрократической надстройки. Тем более справедливо это и в отношении Украины, которая, будь российские действия более целеустремленными и осмысленными, давно была бы вынуждена прекратить игры в "многовекторность" и признать, что попытки интеграции в западные структуры в отрыве от России дают плачевный результат.

Закавказье. Практически весь прошедший период был отмечен напряженностью между Россией и Грузией вокруг "панкисской проблемы". Позиция Москвы заключалась в том, что ее невозможно решить без непосредственного участия российских вооруженных сил. Тбилиси же с порога отвергает такую постановку вопроса и, в свою очередь, обвиняет Россию в нарушении воздушного пространства и бомбардировках пограничных сел.

Своего пика напряженность достигла после выступления Президента В.В.Путина 11 сентября, в котором он говорил о сохранении в отдельных частях мира территориальных анклавов, неподконтрольных национальным правительствам, которые в силу самых разных обстоятельств не могут или не хотят противостоять террористической угрозе. Россия, по словам Президента, оставляет за собой право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющей за каждым государством-членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону. Было дано поручение руководителям российских силовых структур проработать возможные меры.

Проведенная грузинскими властями в августе - сентябре "антикриминальная операция" в Панкисском ущелье носила сугубо театральный характер и была рассчитана, в первую очередь, на сохранение благосклонности США, которые стали выражать растущее недовольство тем, что грузинские власти, с одной стороны, принимают американскую помощь в подготовке своего спецназа для борьбы с террористами, а с другой - фактически этим террористам потворствуют.

Острота российско-грузинского спора вокруг Панкиси была частично снята после кишиневского саммита СНГ в начале октября, когда Москва и Тбилиси договорились о некоторых совместных мерах по охране общей границы. Грузинская сторона согласилась, хоть и не без проволочек, выдать России большинство террористов, задержанных летом на границе. В начале декабря грузинские власти распространили "антикриминальную" операцию на другие районы республики. В частности, был задержан ряд террористов, обвиняемых в подготовке московских взрывов 1999 г.

Для Москвы же важно уже то, что ей удалось заронить у Вашингтона недоверие к его тбилисским "клиентам". США вынуждены были признать наличие террористического "компонента" в грузинских событиях (хотя они по привычке солидаризируются с официальным Тбилиси, когда тот обвиняет Москву в нарушении грузинских границ), а пребывание американских военных инструкторов в Грузии явно способствовало большему пониманию Вашингтоном истиной роли грузинских властей в данном вопросе. В начале декабря на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в Порту грузинская сторона под давлением России и США вынуждена была пойти на компромисс в вопросе о сроках вывода российских баз.

Однако Россия, конечно, не должна ограничиваться только тем, чтобы убеждать США в правильности своей точки зрения и копировать американское поведение по отношению к странам "оси зла". Самый большой удар по российским позициям будет нанесен, если все сведется лишь к "ястребиным" заявлениям официальных лиц и к пародированию американских действий в отношении Ирака, в то время как даже элементарные экономические санкции против Грузии (например, прекращение поставок энергии по субсидированным ценам) Россия не применяет. Э.Шеварднадзе под совместным российско-американским давлением стал демонстрировать (по крайней мере, на словах) большую решимость в стремлении обуздать терроризм, однако опасность для южных границ России не стала от этого меньше. То обстоятельство, что аргументы официального Тбилиси, возлагающего всю вину за ситуацию на Москву, практически не встречают опровержения в России, конечно же, ослабляет российскую позицию.

К концу года обозначилась новая проблема, теперь уже связанная с передислокацией из Грузии части военнослужащих и боевой техники с российских военных баз, причем не только со сроками, но и с местом передислокации. Москва и Тбилиси так и не смогли прийти к согласию о сроках вывода баз в Ахалкалаки и Батуми, и грузинская сторона пригрозила, что если до середины 2003 г. сроки не будут согласованы, она будет требовать от Москвы деньги за пользование этими базами. Между тем, намерение России переместить базы на территорию Армении уже вызвало резкое недовольство Азербайджана, да и Тбилиси, вначале нейтральный, стал высказывать опасения в связи с возможным ростом армяно-азербайджанской напряженности. Ясно, что размещение баз в Армении (вместо эвакуации их в Россию) станет помехой происходящему в Закавказье переделу военно-политического влияния в пользу США и Турции, одна из целей которого - вывести Армению из сферы преимущественно российского влияния. Новое обострение российско-грузинского спора вокруг баз совпало с появлением сообщений о том, что США готовы принять организационное и финансовое участие в выводе ГРВЗ из Грузии. Вашингтон сразу же выступил против передислокации Группы российских войск в Закавказье из Грузии в Армению. Посол США в Азербайджане заявил в середине декабря, что такая передислокация военных сил в регионе может отрицательно сказываться на мирном урегулировании карабахского конфликта.

Споры вокруг передислокации российских баз из Грузии в Армению оживляют в памяти скандал по поводу поставок российского оружия Еревану, разгоревшийся несколько лет назад, который удалось погасить только после смены высшего руководства России. Если вопрос не будет решен, то могут быть сильно девальвированы те положительные сдвиги в отношениях с Баку, которые были достигнуты в минувший год (соглашение о статусе Габалинской РЛС, соглашение о разграничении дна Каспийского моря).


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Содружество Независимых Государств

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх