новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Дальневосточный федеральный округ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Внимание федеральных властей к Дальнему Востоку как одному из потенциальных очагов нестабильности накануне избирательных кампаний 2003-2004 гг. предопределило место и роль дальневосточного полпредства. Регулярные (ежемесячные) личные отчеты К.Пуликовского В.В.Путину свидетельствуют о том, что самостоятельность полпреда по-прежнему ограничена и директивы сверху определяют вектор деятельности окружного руководства.

На протяжении всего второго полугодия ДВФО пользовался особой популярностью как у политиков, так и у силовых структур. Первые в пиаровских целях продолжали использовать болезненную тематику округа. Активность такого рода лишь усиливала характерную для ДВФО тенденцию на решение оперативных проблем чрезвычайными средствами.

Силовые структуры на всех уровнях проводили комплексную диагностику проблемных узлов округа (сначала под непосредственным присмотром В.Рушайло, а затем Н.Патрушева). Кульминацией усиления их роли в обеспечении жизнедеятельности ДВФО стало ноябрьское заседание Совета безопасности, целиком посвященное проблемам Дальнего Востока. На заседании были названы ориентиры развития округа. Базовый принцип дальнейшей территориальной политики - консолидация внутренних ресурсов для предотвращения угроз национальной безопасности. Логично предположить, что взаимодействие с руководством силовых ведомств станет ключевым условием повышения эффективности воздействия полпредства на ситуацию в регионах округа.

Основная работа полпредства и силовиков в ближайшем будущем будет разворачиваться по следующим направлениям: 1) обеспечение энергетической безопасности; предполагается найти особые формы реформирования энергетики и создать дополнительные мощности; 2) преодоление территориальной разобщенности, оптимизация системы контроля за миграционными потоками из Китая и Кореи, снижение приграничной конфликтности с Японией из-за использования морских ресурсов; 3) выведение из кризиса горной, рыбной и лесной отраслей, а также обеспечение сохранности минеральных и биоресурсов; 4) налаживание транзита через Транссиб из АТР в Европу; обеспечение ускоренных темпов строительства автодорог; 5) развитие межрегиональных связей и инфраструктуры; 6) модернизация Тихоокеанского флота, развитие оборонной промышленности.

Региональная политика полпредства, в отличие от первого полугодия, когда основной упор был сделан на выявление проблемных узлов путем систематических инспекций на местах, была подчинена обозначенным выше приоритетам. Каждому региону или группе регионов соответствовал определенный блок проблем: приморские регионы - рыбный вопрос, горнодобывающие - вопрос о недрах; северные территории - создание Арктической доктрины. На межрегиональном уровне велось формирование "групп по интересам", которые затем стремились использовать окружное руководство как канал лоббирования в Центре.

Для укрепления своих позиций как на окружном, так и на федеральном уровнях К.Пуликовский широко применял административные методы и рычаги (подключение к решению конкретных проблем прокуратуры и налоговой полиции, Минобороны; создание системы отслеживания финансовых потоков и контроля процесса передела собственности в ДВФО и т.д.). С одной стороны, это свидетельствует о недостаточности политических ресурсов полпреда. С другой - о неприемлемом уровне криминализации различных сфер, зачастую оказавшихся вне официального контроля органов государственной власти (ярчайший пример - убийство главы Магаданской области Валентина Цветкова). Подключение силовых и правоохранительных структур в таких условиях совершенно естественно.

Предметом особого беспокойства полпреда является ситуация на Курильских островах и вокруг них. Стремясь нормализовать управление этой удаленной территорией, в конце года К.Пуликовский ввел третью должность федерального инспектора по Сахалинской области - куратора Курильских островов, который будет контролировать финансирование федеральной программы их социально-экономического развития. В этом полпреду содействует Минобороны, развернувшее развитие военной инфраструктуры на Дальнем Востоке в целом и на островах в частности.

Во второй половине года несколько смягчились отношения К.Пуликовского с приморскими властями. Краевая администрация во главе с С.Дарькиным получила от полпредства не только позитивный отзыв о своей деятельности, но и поддержку в противостоянии с мэром Владивостока Ю.Копыловым. Возможно, причина этого - в актуальной для полпреда проблеме консолидации союзников против бывшего "хозяина" края, Е.Наздратенко, степень влияния которого остается весьма высокой.

Тема очередного отопительного кризиса в этом году не получила такой огласки, как ранее. И дело не столько в том, что окружное руководство более или менее удачно справилось с проблемой - просто на фоне срыва отопительного сезона во всероссийском масштабе акцентирование особого внимания на Дальнем Востоке было чревато постановкой вопроса об оргвыводах.

Позитивным для имиджа полпреда стало его участие в привлечении инвестиций в экономику округа. В результате организации разнообразных торгово-экономических мероприятий укрепились межрегиональные и межокружные связи. Наиболее эффективной оказалась роль полпредства в привлечении иностранных инвесторов. Так, при содействии К.Пуликовского был достигнут ряд выгодных для России договоренностей с КНДР (запуск НПЗ на территории Северной Кореи, переговоры по Транссибу).


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Дальневосточный федеральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх