новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Сибирский федеральный округ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Во втором полугодии основное внимание Л.Драчевского было направлено на усиление своих позиций в экономической и управленческой сферах. Основным инструментом в реализации целей полпреда является Стратегия развития Сибири, разработанная по инициативе полпреда и переработанная чиновниками Минэкономразвития.

Стратегия развития округа предусматривает три площадки роста: оптимизацию использования минерально-сырьевых ресурсов за счет развития обрабатывающей промышленности; развитие научного потенциала, в первую очередь за счет увеличения госфинансирования; расширение экономического взаимодействия с Западной Европой и АТР.

Несмотря на то что правительство своими поправками существенно сузило пространство действий, исключив возможность целевого привлечения средств федерального бюджета для реализации Стратегии, полпредство приступило к практическим действиям. Его активность, непосредственная включенность во внутренние процессы регионов округа - все это подчинено реализации положений Стратегии. Естественно, что союзниками полпредства в этом деле являются не только все без исключения губернаторы, но и крупные ФПГ ("Норильский никель", ЮКОС, "Базэл", "Сибнефть" и др.).

Специально созданная из представителей аппарата Л.Драчевского и региональных властей комиссия занялась подготовкой условий для реализации Стратегии и координацией создания межрегиональных экономических программ. Совместными усилиями осуществляется и поиск инвестиций. Помимо приложения частного капитала при поддержке полпреда вырабатываются методики привлечения средств, предусмотренных федеральным бюджетом для финансирования федеральных целевых программ.

Понимая, что правительство, хорошо переработав Стратегию, не позволит реализовывать ее без своего бдительного контроля, полпред предложил создать правительственный совет по Сибири и Дальнему Востоку. Впрочем, в противном случае привлечение средств федеральных целевых программ оказалось бы затруднительным даже чисто технически. Но полпредство предпринимает усилия, чтобы по максимуму переключить контроль над реализацией Стратегии на собственный аппарат. Об этом свидетельствует и формат обсуждения актуальных проблем, и состав создающихся структур.

Опора на региональную элиту, защита ее интересов на федеральном уровне обеспечили Л.Драчевскому значительный уровень доверия и поддержки в субъектах СФО. Для признания необходимости применения специфических методов для решения проблем округа, полпредство акцентирует внимание на исключительной роли сибирских территорий. Ярким примером этого является попытка полпреда добиться от правительства тарифных уступок для сибирских предприятий на транспорте и в энергетике. Борьба за льготные режимы расположила к Л.Драчевскому практически весь крупный бизнес СФО, имеющий энергоемкое производство и нуждающийся в транспортировке продукции до конечного рынка сбыта (черная и цветная металлургия). В результате руководство РАО "ЕЭС" дало согласие на то, что реформа электроэнергетики в Сибири должна идти в соответствии со спецификой территории. Отсюда собственная система оптимизации энерготарифов - создание сибирского зонального оптового рынка электроэнергии, где она будет дешевле, чем на федеральном рынке. Несмотря на то что тарифообразованием займется специально созданная зональная энергетическая комиссия, предложения будут рассматриваться и в Совете СФО при полпреде.

Плохое финансовое положение предприятий и сырьевая направленность промышленности ставят перед необходимостью привлечения сторонних инвестиций - по объему инвестиций СФО опережает только ДВФО. Общий объем инвестиций в СФО составил 8,2% от общероссийского, при том что на территории округа сконцентрировано более 70% ресурсов.

Ранее нередко отмечалось, что многие процессы в экономике округа вышли из-под контроля федеральных властей и протекают в интересах крупных ФПГ. Теперь полпредство акцентирует внимание на необходимости привлечения федеральной властью представителей крупного бизнеса к решению региональных проблем (в первую очередь, ставя вопрос о налоговых отчислениях по месту расположения производственных и добывающих мощностей).

Несмотря на общее увеличение количества проверок со стороны контролирующих органов, остается очень высоким число финансовых нарушений в округе. Сибирь лидирует по количеству банкротств предприятий (27% от общероссийского объема). Усматривая причину этого в бесконтрольности процесса передела приватизированной собственности, Л.Драчевский постарался хотя бы частично зарегулировать и эту сферу. Полпред широко практикует роль арбитра в имущественных спорах.

Красноярские выборы, прошедшие в сентябре 2002 г. после гибели А.Лебедя, стали одним из немногочисленных примеров более или менее удачного использования института представителя Президента для проведения избирательных кампаний в соответствии с курсом Москвы. Специфика выборов заключалась не столько в том, что в крае вместо политических сил столкнулись интересы крупных ФПГ, сколько в том, что кампания стала одним из полигонов для испытания возможностей "питерцев" в борьбе с "семьей". Именно это объясняет ту степень скандальности кампании, апогеем которой стало непризнание проигравшим А.Уссом итогов голосования. На протяжении самой кампании роль полпредства была сведена к минимуму. Активная фаза наступила тогда, когда для легитимации победы А.Хлопонина понадобилось вмешательство Центра. Параллельно с разбирательством на уровне ЦИКа и местного избиркома по поводу установления законности итогов выборов, полпредство провело ряд консультаций на региональном уровне, направленных на подготовку правовой базы для осуществления прямого вмешательства Центра. После того как руководящий состав краевой администрации коллективно подал в отставку, Президент получил формальный повод для назначения новым руководителем края А.Хлопонина.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Сибирский федеральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх