новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Приволжский федеральный округ

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Во второй половине 2002 г. С.Кириенко явочным порядком закрепился в роли неформального лидера среди полпредов. Этому способствовало инерционное представление о нем как политике федерального уровня, наличие "собственной" партии, а также рекламируемый ресурс одной из естественных монополий - РАО "ЕЭС". Так, уже в июне полпред сделал важнейшее политическое заявление. По словам С.Кириенко, полпредство, с одной стороны, не намерено вмешиваться в оперативную работу региональных администраций (что снимает с полпредов ответственность за кризисные ситуации). В то же время полпреды должны иметь широкие полномочия для вмешательства в ситуации, когда губернаторы нарушают законодательство или не справляются со своими обязанностями (что дает полпредам значительные возможности по политическому влиянию в регионах). Предполагалось, что более четко эти вопросы будут прописаны в рамках новой модели разграничения полномочий между Центром и регионами, которую разрабатывает "комиссия Козака". Однако в проектах комиссии институт полпредов не рассматривался как ключевой субъект региональной политики.

Основными проблемными политическими точками в ПФО остаются Татария и Башкирия, где политическая борьба ведется с подключением "взрывоопасных" этноконфессиональных тем. Наибольший накал наблюдался в Башкирии и вокруг нее. В республике решался вопрос о новом политическом устройстве, а по сути - о возможности продления полномочий М.Рахимова. Президент Башкирии перешел к активным действиям, направленным на сохранение своей власти. Довольно низкий в последнее время рейтинг (доверяют Рахимову только 22% жителей республики) и негативное отношение федерального Центра делали его шансы на сохранение поста на выборах в июне 2003 г. призрачными, поэтому он предложил провести политическую реформу. М.Рахимов заявил, что готовятся поправки в республиканскую конституцию, которые сделают Башкирию парламентской республикой. Очевидно, что стать членом парламента, а затем получить пост его спикера для действующего президента не составит особого труда (в самой республике сопоставимых фигур нет, а возможность выдвижения проходной кандидатуры извне с прицелом на спикера - проблематична). Как и ожидалось, полпред и органы юстиции постарались похоронить эту идею. В итоге Госсовет Башкирии отказался рассматривать проект новой конституции, причем "не по просьбам трудящихся", а по требованию Кремля.

Сделан и еще один сильный антирахимовский ход. В Башкортостане, где многие годы не было оппозиционных СМИ, в ближайшее время появятся два частных телеканала. Как минимум один из них не будет подотчетен президенту, поскольку создается под контролем "Русского алюминия" и при поддержке полпреда. Вообще многие ФПГ начали проявлять повышенный интерес к ресурсам богатой нефтью и нефтехимией республике.

Характерно, что ужесточение политики Москвы и полпредства в отношении башкирских властей проходило на фоне роста взаимопонимания с руководством Татарии. В полпредстве довольны, в частности, омоложением правительства в Казани. С.Кириенко также импонирует то обстоятельство, что казанские бизнесмены стали более открытыми к межрегиональным контактам. В свою очередь, чиновники полпредства выказывают готовность отстаивать интересы татарских производителей. Вместе с тем, нельзя не видеть, что идет нагнетание антироссийских настроений среди политизированной в исламском духе части татарского населения республики. При том что приведение новой редакции конституции Татарстана в соответствие с федеральными законами застопорилось.

Закрепляются позиции С.Кириенко в роли посредника в отношениях между бизнесом регионов округа и федеральной властью, а также внутри бизнес-сообщества ПФО. Следует также отметить оформление лоббистского статуса приволжского полпредства, которое и раньше было главным "проталкивателем" концепции развития отечественного автопрома. Теперь совет генеральных директоров предприятий автопрома ПФО, созданный при аппарате С.Кириенко летом, решил учредить под его эгидой Национальную ассоциацию автопроизводителей. Полпред продолжил реализовывать свою политику по решению проблем авиационной промышленности, которая наряду с автопромом включена в список приоритетов округа и находится под личным контролем С.Кириенко. Тем самым он укрепляет и свою материальную базу.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа вроде бы получило одобрение высшего руководства страны. По инерции считающийся третьим лицом в государстве спикер СФ С.Миронов в ходе визита в КПАО высказался за форсирование этого процесса. Инициатором интеграционного процесса является пермский губернатор Юрий Трутнев. И до последнего времени категорическим противником этого был глава администрации автономного округа Геннадий Савельев, хотя, по данным различных социологических опросов, за объединение с областью высказывается от 75 до 90% жителей округа. Однако после встречи со спикером и полпредом (еще одним лоббистом объединения) Савельев изменил свою позицию. Теоретически это можно трактовать как старт "федеральной кампании" по уменьшению количества регионов за счет присоединения убыточных территорий к преуспевающим.

Как и предполагалось, выборы мэра Нижнего Новгорода оказались настолько важны для С.Кириенко, что административный ресурс использовался с максимальной силой. Итоговая победа В.Булавинова нивелировала все издержки грязной избирательной борьбы. Еще одним результатом выборов стало повышение одного из участников кампании, вице-губернатора Нижегородской области Ю.Сентюрина, которого выдвигал Г.Ходырев. По неофициальным данным, за снятие своей кандидатуры (он мог реально оттянуть "булавиновские" голоса) ему была обещана должность в Администрации Президента.

Выборы внесли коррективы в расстановку сил в нижегородской элите. Схематично представляя новую конфигурацию региональной власти, следует обратить внимание на укрепление того ее сегмента, который, так или иначе, патронируется С.Кириенко и лоялен ему. Речь идет о двух ключевых фигурах - о председателе ЗС Е.Люлин и нижегородском мэре В.Булавинове. На "административном рынке" региона именно они составят костяк "группы поддержки" С.Кириенко. В то же время политическая среда, питающая своими ресурсами этот укрепляющийся клан, гораздо шире и включает в себя такие влиятельные и близкие к СПС фигуры, как М.Дикин, Д.Бедняков, А.Лихачев, А.Санников. В этой конструкции пока не нашли себе места некоторые известные деятели, которые, не имея принципиальных мировоззренческих разногласий с "треугольником" "Кириенко - Люлин - Булавинов", тем не менее, в силу различных организационных причин держатся в стороне и не принимают активного участия в наращивании его ресурсов.

Что касается оппонирующего лагеря, то основное административное напряжение существует по линии взаимоотношений между С.Кириенко и губернаторской командой. В последние полгода Г.Ходырев не только выпал из информационного пространства региона, но и был вытеснен с центра политического поля. Губернатор не только не смог убедить депутатов ЗС выбрать спикером "своего человека", но и был вынужден смириться с выходом из борьбы за должность мэра Ю.Сентюрина. Параллельно с административным противостоянием полпреда и губернатора вырисовываются контуры и той группы, которая будет бороться с С.Кириенко на политическом поле. В ее состав входят в основном те, кому сентябрьские выборы не принесли желаемых дивидендов - это А.Климентьев, Ю.Лебедев, С.Воронов, Д.Савельев, Н.Бенедиктов.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Приволжский федеральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх