новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Южный федеральный округ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Как уже отмечалось, общие критерии оценки деятельности полпредов не вполне применимы к Южному округу. Наличие "горячей точки", высокий потенциал межэтнической конфликтности, неконтролируемая миграция, сложная экономическая обстановка и подверженность стихийным бедствиям - все это делает ЮФО регионом, постоянно нуждающимся в чрезвычайных усилиях. Это серьезно ослабляет возможности стратегического планирования и оперативного управления в нормальном режиме.

Во второй половине 2002 г. все эти обстоятельства в полной мере определяли политическую обстановку на Юге России. В Чечне продолжалось укрепление позиций А.Кадырова. Хотя в августе во главе армейской группировки В.Молтенского сменил С.Макаров, развить свой успех военным не удалось. Конституционный процесс в Чечне уже набрал ход. Демонстративно "расправившись" с "партией войны", федеральный Центр отправил в отставку Г.Трошева, выведя его тем самым на благоприятную позицию перед президентскими выборами в республике. Впрочем, шансы нынешнего главы представляются все же более предпочтительными, поскольку А.Кадыров смог реально ослабить и вторую группу своих оппонентов. С санкции Президента произошла смена премьера Чечни, и С.Ильясова на некоторое время сменил замглавы администрации Ивановской области М.Бабич. Все это дает основания предполагать, что у В.Казанцева не останется иного выхода, как примкнуть к "победившему в республике" главе администрации.

Отдельно следует отметить провал главного экономического проекта полпредства. В.Казанцев "проиграл" Минэкономразвития контроль над финансовыми потоками ФЦП "Юг России". Более того, программа испытывала колоссальные финансовые проблемы, связанные с невыполнением регионами своих обязательств, что прогнозировалось еще на стадии подготовки ФЦП. В связи с этим правительство с полным правом могло настаивать на сохранении полномасштабного контроля над бюджетными потоками, которые выделяются по ФЦП "Юг России". Казанцев выступил с обвинениями в адрес МЭРТ (правда, без прямого указания на ведомство Г.Грефа) по поводу несбалансированного управления ФЦП, что и не позволяет привлекать средства в полном объеме. Однако реального политического ресурса, для того чтобы переиграть ситуацию в свою пользу, полпред не имеет.

Единственной избирательной кампанией, состоявшейся в ЮФО, были выборы главы Калмыкии. В.Казанцев реального влияния на выборный процесс не оказывал. Как и предполагалось, второй тур с результатом 57% против 38% у Б.Шонджиева выиграл действующий президент К.Илюмжинов. После того как он не был снят с выборов судом, иной результат был невозможен, поскольку сила оппозиции без административной поддержки из Кремля ничтожна мала. В то же время сохранение К.Илюмжиновым поста в двухтуровой борьбе свидетельствует о значительном ослаблении возможностей руководства национальных республик решать исход выборов массированным применением административного ресурса.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Южный федеральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх