новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Северо-Западный федеральный округ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Позиции полпредства по истечению второго полугодия определялись итогами выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, прошедших 8 декабря. Выборы стали ареной ожесточенной борьбы за влияние в Северной столице. Незадолго до выборов полпредство одержало важную победу. Уставный суд, который возглавляет близкий к президентской группе декан юрфака СПбГУ, запретил В.Яковлеву баллотироваться на третий срок ввиду того, что это не закреплено в городском законодательстве. Срочность, с которой было принято решение, была связана с серьезным давлением со стороны команды Яковлева на депутатов городского законодательного собрания с целью внесения соответствующих поправок в законодательство. Учитывая предвыборное состояние представительного органа, такое решение вполне могло пройти, и тогда выборы 2004 г. стали бы серьезным испытанием для кремлевского кандидата, так как позиции В.Яковлева в городе довольно прочны. Теперь ситуация принципиально изменилась.

При содействии правоохранительных органов полпредство добилось существенных успехов в дискредитации ближайшего окружения губернатора. На таком фоне была произведена мобилизация союзников в преддверии выборов в Законодательное собрание. Основным инструментом стала выдвинутая полпредством годом ранее программа "Диалог", которая активно раскручивалась как площадка взаимодействия власти и общества. В начале сентября наметилась тенденция активного расширения сети общественных приемных "Диалога", которые в итоге стали работать по избирательным округам. Предоставляя дополнительные организационные и электоральные ресурсы, программа фактически стала предвыборной площадкой функционеров полпредства1.

Еще одной ареной борьбы двух команд стала подготовка к празднованию 300-летия Петербурга. По поручению Президента координировать ход подготовительных мероприятий должны федеральные ведомства и полпредство. Основной замысел заключается в отстранении администрации города от финансовых потоков, направляемых из Центра на предпраздничные мероприятия. Но теперь выясняется, что большинство объектов не будет сдано в срок. Усилилось давление на горадминистрацию со стороны Счетной палаты. По итогам двухдневной работы спецкомиссии Ассоциации контрольно-счетных органов РФ стало известно, что около 75% статей бюджета Санкт-Петербурга расходуются с нарушениями.

Во втором полугодии полпредство было активно и на внешнеполитическом фронте, стремясь минимизировать негативные следствия расширения НАТО. Осенью стало ясно, что, несмотря на одобрение действий руководства России со стороны глав регионов СЗФО, принятые на саммите в Брюсселе решения (об упрощенных транзитных документах) не решают калининградской проблемы и носят декоративный характер. У Центра не хватило ресурсов решить задачу с минимальными издержками и, в конечном счете, приоритетным оказалось сохранение репутации. На фоне борьбы на нормальное жизнеобеспечение анклава между чиновниками Правительства РФ и Администрации Президента развернулась настоящая битва за передел влияния в этом стратегическом для России регионе. Введение в области режима контроля со стороны Центра создает для полпредства дополнительные возможности укрепления позиций.

Сначала борьба велась за осуществление функций контроля за реализацией федеральной целевой программы развития Калининградской области. МЭРТ активизировало усилия по укреплению своих позиций в данной сфере. Право принятия решений в экономической плоскости по-прежнему остается за этим ведомством. Наглядный пример - подготовка новой концепции ОЭЗ, которая предусматривает создание в области спецдирекции ОЭЗ, руководство которой будет назначаться напрямую правительством. Путем создания собственного "представительства" экономический блок кабинета намерен взять ситуацию в области под свой контроль, окончательно оттеснив от решения проблем региональную администрацию. Полпредство тем временем предпринимает попытку создания в регионе собственного центра влияния, делая ставку на сотрудничество с местным бизнесом. Замполпреда А.Степанов, пользуясь предоставленными спецполномочиями, уверенно наращивает свой политический вес. Однако как А.Степанов, так и В.Черкесов пока довольствуются обеспечением решения хозяйственных вопросов (переговоры об организации паромной переправы, сопровождение реализации пунктов ФЦП). Разработана концепции "Региональной политики повышения благосостояния населения области", направленная на оптимизацию экономического развития и выравнивание уровня жизни со странами-соседями, входящими в ЕС (к 2010 г.). Полпредство продолжает развивать сеть приемных для регулирования общественных настроений. Происходит укрепление силовых структур (по инициативе полпредства калининградское управление внутренних дел в связи с проблемой безвизового транзита будет повышено в статусе до главного управления).

Одним из ведущих в деятельности полпредства остается инвестиционное направление. Особое внимание уделяется привлечению капиталов в экономику Калининградская области. В последней происходит постепенное усиление питерских групп. Однако в связи с переключением внимания В.Черкесова на политические проблемы в целом по округу произошло заметное снижение притока инвестиций (СЗФО переместился со 2 на 3 место). В связи с этим в аппарате ведется разработка стратегии привлечения инвестиций в предприятия Северо-Запада. Полпред продолжает и лоббирование интересов лесопромышленников (искоренение теневого экспорта леса, создание долгосрочной концепции развития ЛПК).



1 Прецедент был создан уже на выборах в Законодательное собрание Ленинградской области. Директор зоопарка И.Корнеев после ссоры с В.Яковлевым был назначен руководителем приемной в том округе, по которому впоследствии выдвигал свою кандидатуру.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Северо-Западный федеральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх