новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Центральный федеральный округ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Во втором полугодии привлечение инвестиций в экономику ЦФО стало основным направлением деятельности Г.Полтавченко и явилось ключевым механизмом укрепления его позиций на региональном и федеральном уровнях. Полпреду пока удается успешно совмещать привлечение иностранного капитала и стимулирование внутренних точек роста.

Первое - обеспечивается через систематические поездки за рубеж для демонстрации инвестиционного потенциала ЦФО. Полпред фактически исполняет дипломатическую роль, поскольку помимо обеспечения интересов Центральной России он стремится формировать представление об инвестиционной привлекательности страны в целом. Следует указать, что основная ставка при этом делается на возможности столицы, на долю Москвы приходится 87% инвестиций в ЦФО. Средства затем "распределяются" через многопрофильную кооперацию внутри ЦФО и различные программ поддержки регионов со стороны Москвы.

Второе - обеспечивается содействием развитию межрегиональных связей и решению наиболее актуальных проблем путем перенесения их в публичную плоскость на окружном и федеральном уровне. Наиболее ярким примером здесь является лоббирование полпредом на общегосударственном уровне скорейшего разрешения кризисной ситуации в АПК, возникшей из-за высокого урожая зерна, что повлекло за собой резкое снижение цен на внутреннем рынке. Поскольку агропромышленный комплекс занимает весомое место в экономической структуре регионов ЦФО, усилия полпреда обеспечили дополнительную консолидацию вокруг него властной элиты.

Усилилась поддержка полпреда и со стороны бизнес-элиты. Взяв курс на защиту местного бизнеса, Г.Полтавченко сосредоточился на антикоррупционной проблематике (с чем, по сути, не справляются силовые и правоохранительные органы) и снижения административных барьеров. Это нашло свое выражение в целевой программе поддержки предпринимательства в ЦФО. Для устойчивого обеспечения продовольственной безопасности регионов округа за счет собственных средств Г.Полтавченко продвигает идею создания агрохолдингов, что не может не одобряться крупным бизнесом. Поддержка обладающего административным ресурсом полпреда, к тому же пользующегося расположением губернаторов, стала залогом относительного экономического благополучия малого и среднего бизнеса, дислоцированного в регионах ЦФО.

В сфере окружного управления и координации региональных процессов политика полпредства была направлена на усиление централизации. Формой выражения данной тенденции являются регулярные мероприятия, проводимые под председательством Г.Полтавченко, на которых именно полпред формирует повестку, вводит в публичную плоскость те или иные проблемы, намечает стратегии их решения - то есть, по сути, намеренно берет на себя лидерские функции.

Региональная политика осуществлялась по адресному принципу, внимание уделялось соразмерно проблемам. Особо стоит отметить Смоленскую область, где возникла кризисная ситуация в результате сращивания региональной политической и финансовой элиты и криминализации экономической сферы. Замена скандально известного А.Прохорова на лояльного федеральному центру "силовика" в целом не привела пока к решению проблем. Неспособность экс-главы областного управления ФСБ В.Маслова стабилизировать ситуацию бросает тень и на федеральные власти, при поддержке которых он был избран. Это вынуждает полпредство активно содействовать укреплению позиций В.Маслова путем мобилизации всех сил на региональном уровне. Поскольку агитационно-пропагандистских мер оказывается явно недостаточно, в ход идет административный ресурс. Для ослабления влияния старой элиты при содействии полпредства была привлечена прокуратура, открывшая серию уголовных дел на представителей прежней администрации.

Прославившийся информационной закрытостью Г.Полтавченко под занавес года стал активно устранять недостатки информационной политики и провозгласил курс на диалог между властью и СМИ (презентация официального сайта ЦФО, открытие пресс-клуба "Центральная Россия").


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Центральный федеральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх