новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Региональная политика центра. федеральные округа

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРА. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА

Все меньше общих тенденций просматривается в деятельности полпредов Президента в федеральных округах. Формально они решают единые задачи (унификация правового пространства, проведение политики Центра, координация территориальных представительств федеральных ведомств и т.д.). Вместе с тем, в процессе их решения и помимо него каждый из полномочных представителей занимается укреплением собственного положения как в региональной элите, так и на федеральном уровне.

Как изначально и предполагалось, основной вектор развития федеральных округов направлен на их постепенную трансформацию в центры территориального развития. Перед каждым из полпредов, исходя из специфики подведомственной территории, стоят различные задачи. Кроме того, в рамках формально единой по функциям и полномочиям структуры наблюдаются значительные диспропорции, вызванные укреплением одних и стремительным ослаблением других направлений деятельности.

С известной долей условности можно систематизировать общие черты деятельности полномочных представителей, разделив их на тех, кто имеет достаточно сильные позиции в своих округах, и тех, что позиции не отличаются достаточной устойчивостью. К последней категории могут быть отнесены представители Президента в Южном и Дальневосточном округах. В таблице приведены соответствующие группы характеристик.

ЮФО, ДВФОЦФО, СЗФО, ПФО, УФО, СФО
Ограниченное пространство самостоятельного принятия решений (в результате недостатка "конформизма" региональных элит и активной включенности Центра)"Свободный стиль" в решении тех или иных проблем, ориентированный на политику Центра
Концентрация на проблемах - комплексных или точечных, - определенных преимущественно ЦентромРеализация избранного ранее курса, с концентрацией усилий на внедрении в хозяйственную и бюджетно-финансовую сферу регионов
Широкое использование административных методовПартнерское сотрудничество с региональными элитами
Ужесточение контрольного режима со стороны "силовиков"Координация силовых структур и их мобилизация для решения тех или иных проблем
Практическая деятельность, как правило, носит активный характерПрактическая деятельность, как правило, носит реактивный характер
Укрепление собственных позиций в результате противодействия угрозамУкрепление позиций на основе использования внутренних точек роста
В целом федеральные округа являются достаточно эффективным организационным механизмом реализации политики Центра. Во всех округах осуществляются федеральные проекты реорганизации прокуратуры, создаются структуры финансового мониторинга, проводятся мероприятия, сопровождающие реформы ЖКХ и РАО "ЕЭС". Полпредства способствуют и реализации проекта реформирования местного самоуправления.

В экономической сфере окружное руководство усиливает исполнение функций контроля использования федерального имущества и средств федерального бюджета. При участии полпредств ведутся разработка и реализация программ развития. Они активно содействуют организации мероприятий по привлечению инвестиций. В последнее время политика аппаратов полпредств стала теснее увязываться с интересами региональных элит (в первую очередь в СФО, ДВФО, ПФО, УФО). Это позволяет консолидировать местные элиты и усиливает общефедеральный вес полпредов.

По-разному складываются отношения с федеральным правительством. Довольно высок конфликтный потенциал взаимодействия с кабинетом аппаратов полпредств СЗФО (калининградская проблема), ПФО (протекция со стороны полпреда развитию отечественного автопрома и проект "русского ислама"), СФО (намерение полпреда замкнуть на себя организационное обеспечение реализации стратегии развития Сибири), ЮФО (попытка полпреда переложить на правительство ответственность за срыв ФЦП "Юг России").

Системной причиной расхождений является различное понимание вектора развития округов: Правительство РФ настаивает на унифицированной модели, в то время как полпреды ратуют за разнообразие, обусловленное территориальной спецификой.

Следует отметить еще одну тенденцию: в контексте приближения избирательного цикла характерные для отдельных округов конфликтные узлы приобретают общефедеральное значение. Так, в СЗФО проблема оттеснения от властных рычагов номенклатурно-политической группировки В.Яковлева становится индикатором способности Центра воздействовать на региональные процессы. В ЮФО возвращение Чечни в правовое пространство России является аналогичным индикатором. Это усиливает ответственность полпредов за разрешение соответствующих проблем.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2002 г. № 18 | Основные тенденции внутриполитического развития | Региональная политика центра. федеральные округа

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх