новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Центральный округ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Деятельность Г.Полтавченко приобрела более системный характер, определились магистральные направления работы его аппарата.

Без особых проблем продолжилось приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Здесь очевидным достижением был компромисс, достигнутый с руководством Москвы. Полпредство предусмотрительно не стало педалировать вопрос о насаждении в столице органов местного самоуправления, действовавших бы отдельно и вопреки муниципалитету.

Отсутствие в округе национальных республик позволило Г.Полтавченко избежать решения наиболее болезненных проблем по нивелированию правовых основ суверенизации. Более того, аппарат полпредства обеспечил себе, пожалуй, наиболее прочные позиции в законодательных собраниях субъектов Федерации в сравнении с теми возможностями, которые имелись у полпредов в других федеральных округах.

Особое внимание Г.Полтавченко было направлено на задачи координации силовых структур. Актуальным вопросом полугодия явилось совершенствование системы органов внутренних дел. Естественно, что акцент делался на искоренении экономических нарушений, устранении препятствий для развития малого бизнеса.

Следует отметить, что самому Г.Полтавченко удалось существенно укрепить свои позиции в отношениях с элитами регионов. Консолидация достигалась содействием решению проблем на наиболее важных для регионов направлениях.

1. Резко активизировалась инвестиционная политика полпредства. Аппарат занимался поиском и привлечением источников финансирования, как внутренних (аккумуляция ресурсов банковского сектора путем создания Ассоциации банков Центральной России; соглашение о сотрудничестве инвестагентства ЦФО с «Госинкором»; создание окружного инвестиционного фонда поддержки предпринимательства; разработка программы привле­чения корпоративных облигаций предприятий), так и внешних (привлечение иностранных инвесторов, презентация инвестпотенциала ЦФО за рубежом). Последнее неизбежно наделило полпреда дополнительными представительскими функциями на международном уровне, что усиливало его позиции и в структуре федеральной власти. Это же укрепляло позиции и для взаимодействия с представителями крупного российского бизнеса.

2. В результате систематической работы удалось достичь значительных успехов в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства (консолидация МБ; подключение региональных властей путем создания координационного совета; создание при полпреде рабочей группы по подготовке закона, касающегося поддержки малого бизнеса).

3. Полпредство предпринимало усилия в направлении модернизации базовой инфраструктурной отрасли ЦФО — агропромышленного комплекса. Именно это в первую очередь и обеспечило Г.Полтавченко поддержку местных властей. В частности, корректная «конкре­тизация» им перспектив вовлечения в рыночный оборот земель сельхозназначения фактически и обеспечила принятие правительственного варианта соответствующего закона.

4. Усилению поддержки со стороны региональных элит способствовало и исполнение Г.Полтавченко роли посредника в урегулировании отношений между РАО «ЕЭС России» и губернаторским корпусом, которые обострились в ходе обсуждения правительственного проекта реформирования отрасли.

5. Полпредство оперативно разрешало внутрирегиональные конфликты:

— в ходе избирательной кампании в Липецкой области Г.Полтавченко активно содействовал заключению негласного соглашения между губернатором и директором основного бюджетообразующего предприятия региона, находившихся в состоянии перманентной борьбы за передел власти. Благодаря заключенному союзу предвыборная кампания прошла по сценарию Центра. Баланс интересов был сохранен — О.Королев переизбрался на пост губернатора, а руководство НЛМК получило гарантии беспрепятственного ведения бизнеса. Характер соглашения предусматривал определенные обязательства перед Центром, что способствовало укреплению его контроля над экономикой и политической сферой региона;

— были предприняты превентивные меры, направленные на предотвращение кризисной ситуации во время избрания депутатов Законодательного собрания Тверской области (кризис возник в результате раскола политической элиты региона).

Единственной ощутимой неудачей — не только для Г.Полтавченко, но и для всего института полпредов — стало обострение отношений с правительством. В январе между полпредом в ЦФО и Счетной палатой РФ было заключено соглашение о взаимодействии, укреплявшее позиции обеих сторон в скрытом противостоянии с кабинетом.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Центральный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх