новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Итоги и прогнозы

ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

Довольно сомнительными выглядят пока предсказания ряда аналитиков о предстоящей «горячей политической осени». Подобные предсказания делаются не на основе реальных тенденций экономического, социального и политического развития, а исходя из подготовленных в некоторых политологических и социологических центрах проектов избирательных кампаний 2003-2004 гг.

Авторы этих проектов, отталкиваясь от идеи «разрыва» с прошлым, которая, по их мнению, способна выгодно оттенить оригинальность Президента и удовлетворить домини­рующие, якобы, у электората настроения, рекомендуют начать следующую президентскую кампанию «с чистого листа».

Однако эти аналитики забывают, что, во-первых, «революционные настроения», как показывают объективные социологические исследования (например, Российского независимого института социальных и национальных проблем), отнюдь не являются доминирующими. Сторонники перемен и сохранения статус-кво делятся на две, приблизительно равные части.

Во-вторых, обратившись к практике «сбрасывания бояр с кремлевской стены», В.Путин рискует лишиться множества преимуществ, которые дает ему союз с «семьей», включая возможности установления тесных неформальных контактов с региональными элитами, реально держащими в своих руках ключи от избирательной кампании.

В-третьих, любое серьезное «перетряхивание» постъельцинской элиты угрожает появлением сильного альтернативного кандидата, соперника, располагающего весьма серьезными ресурсами. Кроме того, по-видимому, усилятся позиции многих других кандидатов, которые могут превратиться, благодаря финансовой, организационной и информационной подпитке обиженной части элиты, из номинальных в реальных оппонентов В.Пу­тина. Политическое развитие в стране примет непредсказуемый характер, а экономи­че­ская ситуация ухудшится.

Наконец, в четвертых, могут возникнуть и серьезные проблемы с думскими выборами, так как новое избирательное законодательство дает явные преимущества партиям, которые уже представлены в Думе. В то же время, политика «острие против острия» потребует от Президента формирования нового парламентского блока, поскольку в условиях обострения внутриэлитной политической борьбы «Единая Россия», символизирующая достигнутое межэлитное согласие, скорее всего, развалится. И Президент должен будет приложить немало усилий, чтобы с честью выйти из борьбы за нижнюю палату.

Скорее всего, во втором полугодии продолжится линия на постепенное, эволюционное развитие отношений между основными группами элиты. Вряд ли случайно, что на осень перенесено решение основных проблем реформирования электроэнергетики. Вбросив на стол эту карту, правительство, скорее всего, укрепит свои позиции, независимо от того, какие политические угрозы будут запущены в этот момент оппонентами кабинета и премьера. Не исключено, что в случае необходимости могут быть запущены и другие круп­номасштабные реформы, способные надолго отвлечь внимание элиты от проблем сведения счетов друг с другом. В частности, реформа ЖКХ, которую можно инициировать под предлогом создания элементов рыночной инфраструктуры на рынке труда.

Вероятно и то, что во властвующей элите усилится тяга к поиску новых полей для компромисса, отвечающая тенденции укрепления политической автономии элиты. Способ­ствовать этому будут новые правила игры, начинающие функционировать в трудовой, пен­сионной, правоохранительной и других сферах. Новые принципы социальной организации и производства потребуют от элиты усиления консолидации. Тем более что к выборам предстоит немалая работа по налаживанию и «социальной смазке» новых рыночных отношений в областях, которые прежде функционировали по логике административного управления. Для этого придется не только в пропаганде, но и законодательными мерами усилить социальные компенсаторы рыночных отношений, что особенно важно ввиду того, что приближается момент выборов президента и В.Путину придется проходить через серьезные испытания в том случае, если произойдет дестабилизация ситуации в стране.

Многое, разумеется, зависит от того, насколько благоприятными окажутся для России внешнеэкономические и внешнеполитические факторы. Пока, однако, серьезных оснований для беспокойства по этому поводу нет. «Яблоком раздора» внутри элиты может стать, прежде всего, круг вопросов, связанных со вступлением России в ВТО. Проблемным моментом здесь является уже сама конфигурация элиты. «Старые» «новые русские», унаследовавшие от эпохи Б.Ельцина систему, во многом основанную на прежней инфраструктуре, весьма опасаются не столько того, что не сумеют выдержать конкуренции с производителями зарубежных аналогов. Больше всего «крупный капитал» обеспокоен тем, что под влиянием ВТО будут разрушены выгодные конкурентные преимущества, имеющиеся у него ввиду фактического отсутствия в стране рынка труда, что позволяет собственникам капитала монопольно диктовать свою цену труда. В то же время, как отмечают социологи, независимо от того, вступит ли Россия в ВТО или нет, в ближайшие годы начнется борьба работников за повышение заработной платы, что связано, прежде всего, с необходимостью воспроизводства социальной инфраструктуры, на поддержание которой прежняя система «выживания» не оставляла средств. Вместе с тем, не ясно, насколько подготовлены к предстоящей фазе «новые» элиты, пришедшие во власть с В.Путиным. Очевидно, что им предстоит решать весьма сложную проблему. С одной стороны, возникнет соблазн удовлетворить «охранительные» инстинкты власти, особенно выраженные у «силовиков». С другой стороны, усилятся аппетиты использования протестных настроений против политических и экономических конкурентов, возрастет общественный запрос на популизм и простые решения, к которым вся современная российская элита и так имеет генетическую склонность.

Впрочем, эти проблемы вряд ли будут актуальными во второй половине 2002 г. Однако если Президент не предпримет шагов для консолидации вокруг себя основных сегментов элиты, то уже вскоре, и особенно если Россия вступит в ВТО, ему придется столкнуться с нарастанием напряженности как внутри элиты, так и между элитой и населением страны.

Вероятно, получит продолжение и тенденция к смягчению региональной политики Центра. Во-первых, В.Путину в условиях начинающегося нового электорального цикла было бы опасно продолжать видеть в региональных элитах врага. Во-вторых, сохраняющаяся нестабильность внутри федеральной элиты заставляет Президента искать союзника, опираясь на мнение которого он мог бы выступать арбитром в спорах между «ново»- и «старокремлевцами», хотя бы иметь независимую точку зрения на ситуацию в стране. Скорее всего, во второй половине текущего года будет продолжать расти вес такого совещательного института при Президенте, как Госсовет. В условиях, когда парламентские институты отмобилизованы на решение первоочередных законотворческих задач продолжения рыночных реформ, а верхняя палата ангажирована «крупным капиталом», Госсовет начинает играть роль представительного органа. Он обеспечивает пусть минимальную, но крайне необходимую обратную связь между центром принятия основных решений — Президентом — и социальной базой, через которую эти решения, в конечном итоге, и проходят, улучшая или ухудшая ее жизнь, усиливая или ослабляя поддержку, которую общество оказывает властям.

Сегодня, когда вопрос о поддержке политики Кремля со стороны электората вновь начинает приобретать критическое значение, можно не сомневаться в том, что любая «живая» информация, получаемая Президентом в результате общения с губернаторами, резко поднимется в цене.

Думается, что таков наиболее вероятный сценарий развития ситуации. Он предполагает осознание основными элитами, что доминирующей тенденцией современной стадии развития страны является стабилизация и консолидация власти. Здесь не анализируются ни пессимистический, ни оптимистический варианты развития событий, поскольку в обозримой перспективе, ограниченной рамками второй половиной 2002 г., возможность серьезных отклонений от общей тенденции не просматривается.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Итоги и прогнозы

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх