новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | "Старая" и "новая" элита в поисках компромиссов

"СТАРАЯ" И "НОВАЯ" ЭЛИТА В ПОИСКАХ КОМПРОМИССОВ

Развивая свое контрнаступление, «старые» элиты фактически предложили В.Путину компромисс, условия которого в той или иной форме неоднократно обозначались в прессе, отражающей интересы соответствующих кругов. Это — отказ от «кадровых революций» в высших эшелонах, от вмешательства правоохранительных органов в дела большого бизнеса. Это — передача проблем, связанных с разработкой и проведением социально-экономической политики, в руки правительства, которое должно их решать в тесном сотрудничестве с деловыми кругами.

В.Путин, не препятствуя активности «семьи» и связанных с ней политических и бизнес-групп, попытался дистанцироваться от участия в многочисленных внутриэлитных конфликтах. Однако в политической системе, где Президенту отведена роль арбитра, уход от решений порождает «пустоты» во властных отношениях, создает впечатление неясности и неопределенности перспектив. Эти «пустоты» заполняются наиболее активными и решительными субъектами политики, реализующими, в первую очередь, свои корпоративные интересы. В итоге их наложения на существующую систему власти возникают элементы неуп­рав­ляемости, что начинает вызывать раздражение в правящих кругах. Примерно такая картина и стала формироваться в российской политике в первые месяцы 2002 г. Это породило разговоры о том, что элиты, в первую очередь — «семья», на президентских выборах 2004 г. могут сделать выбор в пользу политика, способного создать стабильную систему взаимоотношений с элитами, основанную на принципах взаимной ответственности, и обеспечить функционирование политической системы по этим правилам. В качестве такой кандидату­ры назывался, в частности, премьер М.Касьянов. Эти разговоры еще более усилились, когда в середине мая глава правительства, выступая в Государственной Думе, фактически вступил в полемику с идеями, высказанными Президентом в Послании Федеральному Собранию.

Идее административной реформы, предложенной Президентом, премьер противопоставил «тонкую настройку», идее экономического прорыва — плавное, эволюционное развитие. Такая полемика означала, что правительство стало превращаться в параллельный Президенту центр власти. Когда подобные изменения происходили в период правления Б.Ельцина (с правительством В.Черномырдина в 1997-1998 гг., с кабинетом Е.Примакова в 1998 г.), они заканчивались отставкой кабинета министров. Большинство наблюдателей ожидало от В.Путина аналогичной реакции. Однако Президент сохранил правительство М.Касьянова. В итоге начала формироваться новая властная конфигурация, когда глава государства сосредотачивается преимущественно на вопросах внешней политики, обороны и безопасности, государственного строительства, а премьер и правительство — на проблемах социально-экономической политики.

Эти изменения в значительной степени способствовали тому, что к июлю элиты снова консолидировались на основе совместной поддержки В.Путина на президентских выборах 2004 г. Борьба между разными группами интересов приобрела характер перманентного конфликта за право играть решающую роль в политике в годы второго президентства В.Путина.

Новую властную конфигурацию, тем не менее, нельзя считать стабильной и устоявшейся. Свидетельство тому — перешедшие в июне в публичную сферу противоречия между В.Путиным и «семьей» по вопросу о дальнейших перспективах интеграции России и Белоруссии, когда Б.Ельцин, посетивший союзное государство с визитом, подверг открытой критике «белорусскую политику» нынешнего руководителя российского государства.

Консолидацию старокремлевских групп подрывает усилившийся к концу полугодия конфликт между «семьей» и кланом А.Чубайса. Формально причиной этого стали попытки А.Чубайса форсировать реформу энергетики, в результате которой энергетические компании смогут диктовать тарифы другим отраслям экономики и регионам. Однако, судя по всему, гораздо более важную роль сыграло то обстоятельство, что успешное проведение реформы энергетики в ее нынешнем варианте может привести к резкому усилению политического влияния А.Чубайса и откроет ему путь к самостоятельному участию в президентских выборах 2008 г.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | "Старая" и "новая" элита в поисках компромиссов

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх