новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Тенденция к смягчению региональной политики Центра

ТЕНДЕНЦИЯ К СМЯГЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРА

В первом полугодии Центр продемонстрировал стремление резко уменьшить влияние региональных элит на ход избирательных кампаний. Наиболее наглядно это было показано на примере выборов президента Ингушетии, где под жестким давлением федеральных структур на пост главы республики был проведен генерал ФСБ М.Зязиков. Дума приняла в трех чтениях закон о гарантиях избирательных прав граждан, который заметно усиливает влияние Центральной избирательной комиссии на деятельность региональных избиркомов.

Но одновременно Центр делает шаги навстречу региональным лидерам. Конституционный суд, скорее всего, примет решение, дающее возможность большинству губернаторов и президентов республик баллотироваться на третий срок. Были приняты важные решения об укреплении административных ресурсов губернаторов. В частности, руководители госавтоинспекции теперь будут назначаться только с их согласия. Центр объявил об упразднении окружных прокуратур и превращении их в компактные отделы, в результате чего большая часть освободившихся сотрудников перейдет в прокуратуры субъектов Федерации, которые по традиции занимали лояльные позиции по отношению к региональным лидерам.

Впрочем, «точечное» давление на региональных лидеров продолжалось. Наиболее ярко это проявляется на примере отношения федеральных структур с московским руководством. Успешная адаптация столичной элиты к новым условиям и правилам игры сделала затруднительным использование против нее грубого политического нажима. К такому нажиму центральные власти нередко прибегали в 1999-2000 гг., когда ОВР находилось в оппозиции к «семье» и В.Путину. Тем не менее, и тогда Ю.Лужков проявил незаурядную гибкость, сохранив полный контроль над основными ресурсами города. В минувшем полугодии неоднократно предпринимались попытки вновь начать психологическую войну против мэра Москвы, распускались слухи о недовольстве Президента ситуацией в столице. Но статускво в основном сохранился. Не изменило ситуации и обострение борьбы за ведущие сферы экономики Москвы — за контроль над строительным комплексом, памятниками федерального значения, гостиничным хозяйством, игорным бизнесом. В ходе этой борьбы было совершено новое покушение на вице-премьера правительства города И.Орджоникидзе. Но едва ли возникшая в результате напряженность способна критически ослабить позиции московской политико-финансовой группы и самого Ю.Лужкова, который подтвердил, что не намерен оставлять свой пост и попросил не обращать внимания на различные домыслы, распространяемые на этот счет в СМИ.

Для петербургской группы В.Яковлева ситуация развивалась значительно сложнее. И дело здесь не только в относительной (по сравнению со столичной) ресурсной слабости «питерцев», но и в заинтересованном внимании к ситуации в «северной столице» окружения самого В.Путина, в наличии чрезвычайно запутанных отношений между «старо»- и «новопитерцами», «чубайсовским» кланом, питерскими членами «семьи», «силовиками», в оппозиции между петербургским полпредством и губернаторскими структурами. (Для Москвы эти и подобные им проблемы имеют третьестепенное значение.) К тому же, в Петербурге на «гремучую смесь» запутанных межклановых отношений наложился рост финансовых потоков, направляемых на подготовку к 300-летию города, борьба за которые стала содержанием городской политики.

Впрочем, даже с учетом проблем, более или менее регулярно возникающих у сильных и привыкших к самостоятельности региональных лидеров, было бы большим упрощением полагать, что федеральному Центру полностью удалось урегулировать отношения с регионами. По-прежнему болезненным остается вопрос о распределении доходов между федеральным и местными бюджетами. Весной 2002 г. губернаторы столкнулись с острым дефицитом средств на выполнение социальных программ, в частности, на повыше­ние заработной платы бюджетникам. Попытки Центра пойти на частичные уступки регионам в этих вопросах проблемы не решили.

Нельзя не заметить того, что по мере накопления у новой властвующей элиты политического опыта и приближения нового тура общенациональных выборов Центр явно меняет акценты в своей региональной политике. Установка, согласно которой полпреды сумеют взять под свой полный контроль электоральную ситуацию в федеральных округах, со временем становится все более проблематичной. В отдельных регионах (но далеко не везде), как показывают местные выборы, полпредам подчас удается устанавливать жесткий контроль, опираясь на силовые и правоохранительные структуры. В то же время, при­менить подобные инструменты, требующие концентрации усилий, на федеральных выборах, происходящих одномоментно на всей территории страны, едва ли удастся без серьезных накладок. Особенно, если при этом в качестве препятствия выступят недовольные региональные элитные кланы, способные местными силами создать самые различные препятствия на пути административного давления полпредов. Более надежной тактикой выглядит в этой ситуации установление личной унии между губернаторами наиболее важных в электоральном отношении регионов (их, как известно, насчитывается не более 15) и Президентом.

Активная региональная политика В.Путина показывает, что новая элита постепенно освобождается от первоначальных, не выдержавших испытания временем, представлений о том, что отношения между Центром и регионами можно выстроить на чисто административной основе, предусматривающей лишь механизмы субординации.

Фактически то же самое происходит и в отношениях слоя, рекрутированного во власть вместе с В.Путиным, и «старыми» элитными кланами. Здесь также идет формирование более гибких позиций и подходов, свидетельствующих о постепенной адаптации новых элит к задачам управления государством, о политическом взрослении правящего слоя, недавно пришедшего во власть.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Тенденция к смягчению региональной политики Центра

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх