новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Россия — Европа

РОССИЯ — ЕВРОПА

Россия-ЕС. Интеграция в Европу рассматривается Россией в качестве одного из стратегических направлений ее внешней политики. ЕС занимает 35% объема внешнеторгового оборота России, 65% иностранных инвестиций в российской экономике приходится на страны Евросоюза. Однако для России эти показатели важны не сами по себе, а как обеспечение надлежащего места в европейском доме.

«Калининградская проблема». Одной из острейших проблем в отношениях России с объединенной Европой стал вопрос о визовом режиме Калининградской области после вступления Польши и прибалтийских республик в ЕС. Помимо саммита РФ-ЕС в Москве 29 мая этот вопрос рассматривался также на специальном заседании Комитета сотруд­ни­че­ства РФ-ЕС в Калининграде 15 мая, на саммите стран Балтийского моря в Санкт-Пете­р­бур­ге 10 июня, на встрече лидеров ЕС в Севилье 21-22 июня. Важность этой проблемы подчерки­вает и то обстоятельство, что впервые министры внутренних дел всех 15 стран ЕС встретились с коллегой из страны (России), которая не участвует в официальных переговорах о вступлении в Евросоюз. По мере приближения сроков расширения ЕС лидеров этого союза все больше беспокоит вопрос об обеспечении надежной охраны новых границ на востоке.

Все российские предложения о транзитном коридоре из этого региона в Россию через польскую и литовскую территорию ЕС отвергает, ссылаясь на то, что по принципиальным соображениям не может сделать исключения в своих правилах для российского эксклава. Обеспечение «герметичности» такого коридора не столь сложная техническая проблема, поэтому речь, скорее, идет о привнесении в этот вопрос политических мотивов.

Евросоюз предупредил Польшу и Литву, чтобы они не ослабляли визовой режим с Калининградской областью и готовились к введению многонационального патрулирования своих восточных границ. В Брюсселе опасаются, что транзитный маршрут может стать новым каналом для проникновения нелегальных эмигрантов и российской оргпреступности в Европу. ЕС тревожит перспектива «прозрачности» новых границ на востоке, и он поручил Италии разработать проект создания многонациональной европейской пограничной охраны, которая через несколько лет должна обеспечить жесткий контроль на внешних границах ЕС вместе с национальными пограничными структурами.

Нынешняя позиция ЕС по Калининградской области ведет к ущемлению суверенных прав РФ над частью своей территории, инициирует рост сепаратистских настроений в ней. Она означает, что Евросоюз не признает суверенное право Российской Федерации на свободное сообщение с одним из своих субъектов. Для России это неприемлемо, отсюда и твердость в российской постановке данной проблемы. РФ вправе трактовать неуступчивую позицию ЕС, которая ведет к экономической изоляции этой области от остальной российской территории (это и вопрос стандартов электроснабжения и др.), как способ ее выдавливания из этого региона. Россия ясно дала понять, что от решения вопроса по Калининградской области будет зависеть характер ее отношений с ЕС в целом.

Российская позиция по «калининградской проблеме» не изменилась после севильского саммита ЕС (см. ниже): не может быть разного визового режима для жителей этой области и других субъектов РФ — он может быть только один. Даже в период холодной войны для взаимных поездок жителей ФРГ и Западного Берлина был найден более прием­лемый вариант, чем тот, что сейчас ЕС предлагает России. Стороны договорились продолжить усилия, чтобы найти взаимоприемлемое решение проблемы. ЕС обещает, что вопрос будет урегулирован до расширения Союза в 2004 г.

К подходу России ближе других позиции Швеции, Германии, Литвы. Вильнюс готов сохранить нынешний безвизовый режим для жителей этой области, но это не устраивает руководство Европейской комиссии (ЕК), которая занимается решением данного вопроса от имени всех 15 стран ЕС. Стокгольм считает, что позицию ЕК на переговорах с Москвой следует пересмотреть, поскольку ее нынешняя неуступчивость очень походит на диктат, а такой язык не способствует нахождению решения.

На саммите ЕС в Севилье (21-22 июня) лидеры объединенной Европы так и не пришли к единому мнению по вопросу о Калининградской области. Как записано в итоговом документе, Европейской комиссии предложено дополнительно изучить возможности «для эффективного и гибкого решения вопроса о транзите людей и товаров в Калининградскую область и из нее в соответствии с общим законодательством Евросоюза и с одобрения соответствующих стран-кандидатов». Таким образом, лидеры ЕС предпочли не брать на себя принятие трудного решения, а оставить его, как и прежде, на откуп чиновникам в Брюсселе, а тех волнует, прежде всего, соблюдение законодательства ЕС и обеспечение эффективного контроля на внешних границах Союза. ЕС, квалифицируя укрепление двухсторонних отношений как «стратегическую ассоциацию», продолжит поиски взаимоприемлемых вариантов решения, которые допускает его законодательство, при тесной координации с властями Польши и Литвы.

Обсуждение «калининградской» темы высветило неблагоприятную тенденцию в подходе ЕС не только к этой, но и другим проблемам — стремление переложить решение спорных вопросов на свои бюрократические структуры, избегая поисков выхода из сложных ситуаций в плоскости принятия принципиальных политических решений, что неизбежно сужает возможности нахождения компромисса.

Саммит Россия-ЕС, состоявшийся 29 мая в Москве, высветил некоторые черты переходного характера нынешнего этапа двухсторонних отношений: многие проблемы в них проистекают из-за сохраняющегося недоверия объединенной Европы к РФ и трудностей взаимного приспособления двух социально-экономических организмов, находящихся на разных стадиях развития. На московской встрече, где ЕС представляли глава испанского правительства Х.-М.Аснар, председатель Европейской комиссии Р.Про­ди и верховный представитель по общей внешней политике и безопасности Х.Солана, обсуждались вопросы двухсторонних политических и экономических отношений, взаимодействие сторон в вопросах безопасности в Европе и в «горячих точках».

Международная политика и безопасность. В прошедшее полугодие активно развивалось сотрудничество РФ-ЕС в сфере безопасности. События 11 сентября выдвинули вопросы борьбы с международным терроризмом на верхнюю позицию в повестке дня двухсторонних отношений. Несколько встреч представителей РФ и ЕС в прошедший период были специально посвящены рассмотрению возможностей более углубленного сотрудничества в вопросах уничтожения механизмов финансирования террористов, обмена информацией и оценками относительно террористической угрозы в различных регионах мира, идеями о новых способах взаимодействия в противодействии ей.

В ходе регулярных двухсторонних консультаций обсуждались вопросы предотвращения и урегулирования кризисов в Европе, положение в ее отдельных регионах, меры противодействия угрозе терроризма, меры нераспространения ОМУ, вопросы экспорта обычных вооружений, деятельности ООН и ОБСЕ в этой сфере. Что касается региональных аспектов безопасности, сотрудничество РФ и ЕС охватывает Балканы, Афганистан и Ближний Восток, где, по мнению Евросоюза, стороны успешно взаимодействуют. ЕС рассчитывает на тесное сотрудничество с Россией в разрешении спорных ситуаций в Закавказье и Приднестровье. Много внимания ЕС уделяет северному измерению своей российской политики: ведется подготовка к формированию двухстороннего партнерства в защите окружающей среды на севере Европы, что предусматривает создание соответствующей финансовой базы для этих целей.

На саммите РФ-ЕС в Москве 29 мая была принята Совместная декларация о дальнейших практических мерах по развитию политического диалога и сотрудничества в урегулировании кризисов и вопросах безопасности. В частности, ЕС рассматривает возможность участия России в операциях по разминированию на Балканах, использования ее дальней военно-транспортной авиации и другие виды взаимодействиях в ходе осуществления предстоящей полицейской миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине и его будущих операциях по урегулированию кризисов. Совет ЕС по общим вопросам подготовил к севильскому саммиту документ о механизме консультаций и сотрудничества между РФ и ЕС по урегулированию кризисов. Этот документ предусматривает бoльшую вовлеченность Рос­сии в сотрудничество с ЕС в рамках его общей политики обороны и безопасности, в частности, механизм консультаций в преддверии и во время кризисов. В случае назревания кризиса предполагается интенсифицировать диалог с целью взаимного ознакомления со своей позицией. Когда ЕС возьмет на себя руководство операцией по урегулированию кризиса и направит России приглашение присоединиться к ней, будет детализирована модальность российского участия в этой операции. В дополнение к этим договоренностям при Военном штабе ЕС назначен российский представитель-координатор для более оперативного обмена практической информацией по военным вопросам урегулирования кризисов.

Среди обсуждавшихся вопросов на саммите ЕС в Севилье 21-22 июня рассматривался ход реализации Общей стратегии ЕС в отношении России, принятой в 1999 г. В рамках создания общего экономического пространства Россия и ЕС определили сферы общих интересов и наметили ориентиры и последовательность действий, которые необходимо предпринять для сближения законодательства в ряде вопросов (стандартизация, таможенные правила, условия конкуренции, регулирование в области услуг). ЕС отмечает заметный прогресс России в осуществлении административно-правовой реформы.

В Севилье Европейский совет подтвердил свою позицию: борьба с международным терроризмом остается по-прежнему одной из приоритетных целей ЕС. Евросоюз заявил о решимости укреплять свою роль в борьбе с терроризмом и принял решение провести более тщательную сверку имеющегося у него потенциала для решения этой задачи и дополнить его необходимыми средствами. Он намерен продолжать поддерживать самые тесные связи с участниками международной антитеррористической коалиции. Участие в этой борьбе той или иной страны ЕС теперь рассматривает в качестве одного из ключевых критериев в отношениях с ними. В соглашения с третьими странами он теперь обязательно включает положения о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.

ЕС заявил о готовности взять на себя руководство международными операциями по урегулированию кризиса на Балканах, сменив в этой роли НАТО по истечении ее нынешнего мандата, — в Боснии и Герцеговине с 2003 г., а также в Македонии, но здесь при условии заключения постоянного соглашения между этими двумя союзами.

Экономическое сотрудничество РФ-ЕС. Заметное место в двухсторонних отношениях занимают вопросы, касающиеся создания единого европейского экономического пространства. На саммите в Москве была подписана Декларация, которая предусматривает, что на этом пространстве будут действовать совместимые правила и стандарты. Приведение российского законодательства к уровню «совместимости» с ЕС займет 4-5 лет. Р.Проди официально объявил о решении ЕС внести изменения в законодательство ЕС, наделяющие Россию статусом страны с рыночной экономикой. На завершение всех необходимых внутренних процедур ЕС требуется несколько месяцев, и уже к следующему саммиту в Копенгагене (ноябрь 2002 г.) это решение может вступить в силу.

ЕС поддерживает скорейшее вступление России в ВТО, но считает обязательным при­ведение ее внутреннего законодательства в соответствие с правилами этой организации, прежде всего — либерализацию рынков телекоммуникационных и финансовых услуг, постепенное приближение внутренних российских цен на электроэнергию и газ к мировым, введение в российских компаниях стандартов бухучета и аудита в соответствии с общепри­нятыми (нетрудно заметить, что многие из этих условий совпадают с тем, чего добиваются от России США). ЕС ожидает от России скорейшей ратификации Киотского протокола.

В обмен на согласие ЕС признать рыночный статус ее экономики Россия обещала подтянуть внутренние цены на газ и электричество к уровню мировых цен, но в течение 15-20 лет. (По мнению ряда западных аналитиков, далеко не все уступки, на которые идут на переговорах официальные представители России в том, что касается признания ее «рыночности» и условий вступления в ВТО, становятся затем достоянием гласности.) Ожидаемое признание рыночного статуса порождает некоторую эйфорию по поводу возможности отмены антидемпинговых санкций в отношении российских экспортеров: против них действует 16 антидемпинговых процедур ЕС, что приводит к потерям 230 млн. долл. в год. Однако все это является во многом надуманным предлогом для ЕС, чтобы ослабить позиции российских производителей на европейских рынках. Эти санкции можно было пересмотреть еще три года назад, когда были внесены изменения в правила ЕС, касающиеся проведения антидемпинговых расследований. Уже тогда они позволяли производить оценку экспорта российских товаров по ценам, которые существуют на эту продукцию в России, а не по абстрактным, суррогатным ценам, высчитываемым чиновниками Европейской комиссии в Брюсселе. Если все это время ЕС «не замечал» ради интересов своих производителей собственноручно сделанных поправок, то нет никаких гаран­тий, что он станет более внимательным сейчас.

Значительный прогресс лидеры ЕС отмечают в осуществлении диалога с Россией, направленного на создание партнерства в энергетике. Рынок энергетики ЕС стал самым большим и интегрированным в мире. В Москве или Санкт-Петербурге планируется открыть совместный Центр энерготехнологий. По инициативе России началось обсуждение вопросов, вызывающих у нее беспокойство. Она поставила вопрос о снятии ограничений ЕС в сфере торговли энергопродукцией и материалами, прежде всего на поставки энергоносителей. В целях безопасности правила Евросоюза предусматривают, что страны-члены союза не могут удовлетворять за счет одного поставщика более 30% своих потребностей в энергоносителях. Данное ограничение, помимо того что оно сдерживает рост поставок из России, будет весьма обременительным для новых членов ЕС из числа стран ЦВЕ. В случае положительного ответа из Брюсселя поставки российских энергоносителей в Европу могут увеличиться в два раз. Россия обязуется гарантировать надежность и бесперебойность поставок газа в страны ЕС, используя различные маршруты его транспортировки.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Россия — Европа

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх