новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Продолжение рыночных реформ

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

Прошедшее полугодие было отмечено заметной активизацией курса на продолжение социально-экономических реформ. Официально этот курс нашел подтверждение и обосно­вание в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, с которым В.Путин выступил 18 апреля. Особенность реформаторских усилий федеральной власти состояла в том, что они в первую очередь были обращены на вовлечение в рыночный оборот и приватизацию тех значительных секторов российской экономики, которые все еще находились под контролем государства. Эта линия отвечала общим устремлениям постсоветских элит, рассматривающих экспансию в новые сферы экономической деятельности не только как надежный способ извлечения дополнительной прибыли, но и как определенную гарантию своего доминирования. В рассматриваемый период Государственная Дума утвердила в трех чтениях закон об обороте сельскохозяйственных земель, открывающий доступ к их приватизации большому бизнесу, который после успехов российского сельского хозяйства последних лет пришел к выводу о перспективности вложений в аграрный сектор. Кроме того, Дума приняла в первом чтении пакет законов о реформировании железнодорожного транс­порта, что дает зеленый свет приватизации еще одной важнейшей отрасли народного хозяйства.

Аналогичный пакет законопроектов был подготовлен для рассмотрения парламентом и по реформе энергетики. Однако из-за конфликта между группой олигархов, близких к «семье», и группой интересов, возглавляемой А.Чубайсом, вопрос был перенесен на осень. Несмотря на это, А.Чубайсу все же удалось на практике начать, согласно предусмотренным законопроектами планам, создание региональных энергетических компаний в Центральной России и в Амурской области.

Принятие поправок к закону о Центральном банке, значительно усиливших влияние правительства на этот институт, также отвечало интересам крупного российского капитала, уже давно выражавшего недовольство излишне самостоятельной линией руководства ЦБ. Примечательно, что принятие поправок к закону о ЦБ стало возможным только после ухода в отставку В.Геращенко, которого сменил близкий к команде А.Чубайса С.Игнатьев, стремящийся избегать конфликтов с правительственными структурами и с готовностью учитывающий разного рода просьбы, поступающие извне ЦБ.

Был принят и закон, упрощающий процедуру банкротства.

Весной в политических кругах активизировались разговоры о грядущей приватизации остающихся пока государственными СМИ — прежде всего телеканала ОРТ и информационных агентств ИТАР-ТАСС и РИА «Новости». В одном из выступлений В.Путин прямо заявил, что медиа-сфера должна стать по преимуществу сферой бизнеса.

Тогда же в СМИ появились сообщения о возможной приватизации ведущего авиаперевозчика страны — компании «Аэрофлот — Российские международные авиалинии».

В то же время, в реформировании тех сфер, в развитии которых большой бизнес прямо не заинтересован, существенного прогресса достигнуто не было. Так, несмотря на настоятельные требования В.Путина создать такие правовые условия налогообложения мелкого и среднего бизнеса, которые простимулировали бы рост его активности, Думе и Совету Федерации так и не удалось выработать оптимальные поправки в Налоговый кодекс, которые способствовали бы решению этой задачи.

Продолжалась и линия на ограничение социальных прав и гарантий для большинства россиян. Вопреки многочисленным политическим заявлениям лидеров государства о необходимости увеличения инвестиций в человеческий капитал, правительство разработало проект бюджета 2003 года, в котором сформулированы по существу остаточные принципы финансирования образования, науки и здравоохранения. По сообщениям печати, в Министерстве экономического развития даже приступили к разработке плана перевода здравоохранения полностью на платную основу. Согласно принятым по предложению правительства решениям в сфере пенсионного законодательства, в общий трудовой стаж при начислении пенсий не будет учитываться служба в армии, обучение в вузе, декретный отпуск для женщин и т.п.

Более сложная ситуация возникла вокруг реформы ЖКХ. С одной стороны, федеральная исполнительная власть, опасаясь резко негативной реакции населения на рост тарифов, вынуждена была признать необходимость сохранения прямого дотирования потребителей услуг ЖКХ на неопределенно длительный период. Но с другой стороны, в условиях жесткого бюджетного дефицита власти субъектов Федерации в ряде регионов фактически начали реформу, которая, как и предполагали многие эксперты, свелась не к созданию рыночной среды в секторе жилищно-коммунальных услуг, а к обвальному, не согласованному с реальным уровнем заработной платы и пенсий, росту тарифов. В Воронеже это при­вело к упоминавшейся выше 25-тысячной демонстрации протеста жителей, которая едва не привела к столкновению демонстрантов с силами правопорядка (11 апреля).

В соответствии с интересами крупного капитала, использующего оставшиеся от коммунистического периода «структуры повседневности», государство не предпринимает результативных шагов к институциализации рыночных отношений в трудовой сфере, к созданию соответствующей развитому рынку труда инфраструктуры мобильной миграции рабочей силы. В связи с этим Всемирный банк даже выразил свое несогласие с утверждениями, что Россия является страной с рыночной экономикой.

В целом, минувшее полугодие было ознаменовано укреплением институциональных основ посткоммунистической политической и социально-экономической системы в России, хотя проблемы, с решением которых значительная часть российского общества связывала большие надежды после избрания В.Путина Президентом, оставались не решенными. К их числу относятся, прежде всего, необходимость более справедливого распределения власти и собственности, структурная перестройка экономики, направленная на приоритетное развитие высокотехнологичных производств, науки, образования и здравоохранения. Это сочетание — общая стабилизация системы на фоне нерешенности ключевых проблем — предопределяет неустойчивость современного политического развития России, делает его зависимым от влияния внешних по отношению к нему и, возможно, случайных факторов. С большой вероятностью можно утверждать, что наметившийся в конце анализируемого полугодия сдвиг в лексике официальных СМИ, лидеров центристских фракций Думы, заговоривших о необходимости резкого поворота к «сильной социальной политике», в значительной мере будет характерен и для предстоящих месяцев. Разрыв между массированной реализацией интересов крупного капитала и дефицитом популярных решений достиг опасной величины.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Продолжение рыночных реформ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх