новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Дальневосточный округ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ

Деятельность полпреда в ДВФО была подчинена единой логике реабилитации политических позиций, утраченных в результате тактического поражения в ходе выборов губернатора Приморского края в конце мая 2001 г.

Значительным препятствием стало отсутствие у полпреда ресурсов и реальных рычагов давления на региональные элиты. Это явилось причиной затягивания процесса законодательной унификации. Полпредство оказалось фактически беспомощным в разрешения конституционного кризиса в Республике Якутия. Позитивные сдвиги здесь были достигнуты только в конце апреля и только благодаря инициированной Центром смене старой элиты во главе с М.Николаевым. Участие полпреда в данной предвыборной кампании было сведено к нулю. Тем не менее, на заключительном этапе полпредство активизировало контроль над процессами трансформации правового поля Якутии.

В решении задач разграничения полномочий между уровнями власти полпредством была применена «новаторская» технология: с целью разведения интересов при обсуждении спорных вопросов встречи с главами муниципальных образований происходили отдельно от губернаторов, а обсуждение вопросов разграничения с губернаторами проходило в ходе визитов в регионы, что способствовало более глубокой оценке ситуации.

Существенной заслугой К.Пуликовского (на фоне его коллег) является выраженное внимание к проблемам местного самоуправления. В настоящее время при участии полпредства в Приморском и Хабаровском краях проходит оптимизация и количественное сокращение муниципальных органов управления.

Взаимодействие с территориальными органами федеральных ведомств, как и в других округах, шло в первую очередь по «силовой» линии. Параллельно оформлялась и стратегия реформирования социально-экономической инфраструктуры: блокировалась противоправная хозяйственная деятельность; велась оптимизация механизмов, контролирующих миграционные потоки; развивалось сотрудничество с Минтрансом в сфере реконструкции транспортной инфраструктуры.

Пытаясь компенсировать потерю политических очков, К.Пуликовский активизировал деятельность, направленную на оживление инвестиционного процесса. В условиях дефицита внутренних источников полпредство вынуждено обращаться к иностранным партнерам, используя при этом уже имеющиеся связи с руководством дружественных стран. Подобная практика межгосударственного сотрудничества наделила полпреда дип­ло­матическими и представительскими функциями, что, безусловно, приносит определенные имиджевые плоды. Еще в конце 2001 г. по распоряжению В.Путина была создана работающая под патронажем полпреда Дальневосточная инвестиционная компания. Соглашения о сотрудничестве «Дальинкома» с «Далькомбанком» (одним из крупнейших в округе) свидетельствует о формировании под эгидой полпреда новой консолидированной бизнес-группы.

К концу полугодия К.Пуликовский начал набирать очки и в отношениях с региональными элитами. Региональная политика велась фактически в режиме антикризисного менеджмента. Комиссиями полпредства были проинспектированы Камчатская, Сахалинская области, Якутия, Чукотский АО, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Еврейская автономная области, а также острова Курильской гряды. Проверки носили комплексный характер и касались не только правовой сферы, но и социально-экономической и политической деятельности местных властей. Кроме того, в каждом региона были рассмотрены специфические проблемы (японские притязания на Южные Курилы; ситуация в рыбной отрасли; передел в угольной отрасли т.д.). Политика адресного реагирования значительно укрепила позиции полпредства.

Помимо налаживания контактов с губернаторами К.Пуликовский активизировал работу с органами представительной власти. Подключение к процессу делегирования представителей в Совет Федерации (соответствующие проблемы возникли в Якутии, Хабаровском и Приморском краях) позволило полпреду получить дополнительный плацдарм в федеральном парламенте для реализации интересов ДВФО. Построение же законодательной вертикали на региональном уровне пока продвигается с меньшим успехом. Несмотря на сотрудничество с парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», при содействии которой при полпредстве был создан парламентский совет, позиции региональные законодателей достаточно свободны от влияния полпредства.

Еще две задачи — подготовка к зиме и предупреждение чрезвычайных ситуаций — стоят как бы особняком, поскольку специфика округа значительно осложняет их решение. Полпредству удалось переложить на местный уровень значительную долю ответственности за северный завоз и концентрацию достаточного количества топлива. Была даже предложена сравнительная шкала оценки готовности округа к зиме (по сравнению с прошлогодним энергетическим кризисом). В рамках решения второй задачи, опасаясь повторения якутского сценария (наводнение в Ленске в июне 2001 г.), значительно пошатнувшего позиции полпредства, К.Пуликовский взял под личный контроль подготовку к профилактическим мероприятиям служб Министерства по чрезвычайным ситуациям, Минприроды, Минобороны и МВД.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Дальневосточный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх