новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Южный округ

ЮЖНЫЙ ОКРУГ

Специфика Южного округа не позволяет оценивать деятельность полпредства исходя из общих критериев. Во многих случаях аппарат В.Казанцева работал в режиме «пожарной команды», оперативно занимаясь многочисленными кризисными ситуациями (терактами, стихийными бедствиями, столкновениями на этнической почве). Под постоян­ным вниманием полпреда находились ситуация в Чеченской республике, ингушский вопрос и программа развития Юга России.

Деятельность в Чечне шла по трем направлениям: усиление позиций во властных структурах республики; получение контроля над финансовыми ресурсами, поступающими в ЧР; поддержание нормального информационного фона вокруг данного региона. Осложняющим фактором были непростые отношения В.Казанцева и А.Кадырова. В начале года А.Кадыров «за спиной полпреда» заключил союз с Б.Гантамировым (который в это время работал в аппарате полпреда над проектом конституции, но по предложению А.Кадырова возглавил минпечати ЧР). То обстоятельство, что В.Казанцев смирился с подобным развитием ситуации, позволяет предположить наличие у А.Кадырова весомой поддержки в Кремле. Примечателен в этой связи и отказ Совета безопасности РФ согласиться с планом В.Казанцева по перестройке руководящих органов Чечни, при реализации которого полпред смог бы возглавить властную и финансовую вертикали республики. За основу был принят кадыровский вариант. Кроме того, полпред не смог получить средств контроля над силовыми структурами Чечни.

Попытки В.Казанцева обеспечить себе контроль над финансовыми ресурсами, поступающими в ЧР для восстановления хозяйства, также не увенчались успехом (созданная под началом полпредства Дирекция деньги в свое распоряжение так и не получила, хотя и имеет права распределения подрядов). Впрочем, на исходе полугодия наметился определенный позитив — председатель Счетной палаты РФ С.Степашина заявил, что деньги должны выделяться и распределяться в округе, а не в Москве.

Не вполне благоприятен и информационный фон. Главным показателем здесь является снижение положительных оценок политики в ЧР, что провоцирует немедленный рост активности бандформирований. Начало вещания на Чечню радиостанции «Свобода», по-видимому, заставит аппарат полпредства активизировать свои усилия на данном направлении.

В целом, следует признать, что полпредство ослабило свои позиции в ключевом субъекте округа, что обусловлено очевидной непоследовательностью действий.

Впрочем, частично это было компенсировано итогами предвыборной кампании в Ингушетии, которая завершила противостояние властей этой республики с федеральным Центром. Возможно, В.Казанцев осознавал, что поражение М.Зязикова приведет к скорой отставке полпреда. В актив В.Казанцеву можно занести и остальные предвыборные кампании, прошедшие на территории округа в 2001-2002 годах. В Ростовской области, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии полпредство поддержало действующих глав, которые без особого труда переизбрались на третий срок. А в Адыгее блестящие результаты дала ставка на красноярского промышленника Х.Совмена.

В экономической сфере главным направлением работы было продвижение Федеральной целевой программы «Развитие Юга России». И если инвестиционная выставка в Москве была весьма успешной, то борьба за распоряжение бюджетными средствами, которые будут выделены на реализацию программы, пока продолжается. Причем стратегический перевес пока на стороне МЭРТ, которое настаивает на том, чтобы дирекция программы находилась в Москве и была подотчетна ведомству Г.Грефа.

Вялые попытки вмешаться в хозяйственные конфликты в Ростовской области не принесли существенных результатов. Вопросы решались без непосредственного участия полпреда, что свидетельствует о слабом влиянии В.Казанцева на внутриэкономическую ситуацию.

Практически полное бездействие полпредства в национальной и миграционной политике привело к тому, что в регионах (Краснодарский край, Ростовская область) приступили к решению этих вопросов самостоятельно.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Южный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх