новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Северо-Западный округ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ

Деятельность В.Черкесова была результативной по всем направлениям, обозначен­ным Президентом.

Наиболее успешной следует признать работу по установлению контроля над территориальными органами федеральных ведомств. Акцент был сделан на усилении координации силовых структур. Аппарат полпреда принимал активное участие в оптимизации структуры правоохранительных органов. Более тесное сотрудничество с прокуратурой, МВД, ФСНП, ФСО, ГТК, Минюстом позволило В.Черкесову ускорить приведение норма­тивных правовых актов в субъектах РФ в соответствие с федеральными, вести более эффек­тивную работу по искоренению противоправной деятельности в экономической сфере, ори­ентировать кадровую политику на искоренение коррупции и усиление властной вертикали.

Успешно справилось полпредство и с задачей координации на региональном уровне работы по разграничению полномочий и предметов ведения между уровнями власти. Выводы соответствующей окружной комиссии были направлены в Государственно-правовое управление Администрации Президента.

Результативной была работа по созданию единого информационного пространства округа. Опорой в построении «информационной вертикали» стала общественная организация «Медиасоюз», на которую были возложены функции «саморегуляции» СМИ. Проводя политику регулярного взаимодействия с медиа-структурами, В.Черкесов сконцентрировал вокруг себя лояльные федеральной власти средства массовой информации (местное отделение ВГТРК «Россия», ИА «Росбалт», газета «Петербургский час пик», «Радио России», Ассоциация СМИ «Северо-Запад»). Следует также отметить высокую степень организационного и технологического обеспечения информационно-аналитической деятельности полпреда (ситуационный центр).

В.Черкесов наиболее ярко из всех полпредов проявил себя в инициировании структур гражданского общества. В рамках программы «Диалог» активно развивалась сеть общественных центров/приемных. Создана структура по разработке направлений научно-технической политики.

Активно содействуя решению актуальных социально-экономических задач, В.Черкесов сплотил вокруг себя значительную часть региональной элиты. Наиболее показательны примеры конструктивного взаимодействия с руководством Ленинградской, Архангельской, Вологодской областей, Республики Карелии, которое сложилось в первую очередь благодаря активному содействию полпредства развитию лесопромышленного комплекса.

Следуя централистской логике и одновременно достигая собственных целей по укреплению позиций в округе, В.Черкесов реализовывал и политику усиленного надзора и вмешательства в политические процессы в Калининградской области и Санкт-Петербурге, а также в региональные выборы в Коми, Карелии и Ленинградской области. Полпред­ство успешно справилось с задачей усиления федерального влияния в Калининграде. В области была введена должность спецпредставителя полпреда. При В.Черкесове создан координационный совет по проблемам области. Была одержана тактическая победа над Админист­рацией Президента (после длительного периода согласования с АП на пост специального представителя была назначена креатура В.Черкесова — А.Степанов) и Правительством РФ (разработанная в МЭРТ Федеральная целевая программа была одобрена после многомесячных обсуждений, и контроль над ее реализацией был возложен на В.Черкесова). В результате полпред получил доступ к дополнительным финансовым потокам.

Политику в отношении Санкт-Петербурга велась как в направлении снижения административного влияния В.Яковлева, так и укрепления непосредственного влияния полпреда в городе. Параллельно с атакой на, как утверждается, коррумпированную бюрократию «северной столицы» (обвинения в финансовых махинациях пяти членов команды В.Яковлева) были предприняты шаги по оттеснению губернатора от информационных ресурсов. По поручению В.Путина контроль над информационной составляющей юбилея Петербурга был передан В.Черкесову. Предстоящие выборы в Законодательное собрание рассматриваются в полпредстве как одна из главных возможностей развить успех в ослаблении позиций В.Яковлева.

Успешным было участие в предвыборных кампаниях. В заслугу северо-западного полпредства можно отнести победу на выборах в Коми экс-председателя Госсовета республики В.Торлопова, сменившего неугодного Ю.Спиридонова. Кроме того, В.Черкесов фактически обеспечил беспрепятственную победу главе Карелии С.Катанандову. Выборы в Законодательное собрание Ленинградской области, по итогам которых в парламенте сформировалась значительная «прочеркесовская» группировка (14 мест из 50), на фоне конструктивных отношений с В.Сердюковым также усилили контроль полпреда над политической жизнью региона.

Активно укреплялись отношения с бизнес-элитой округа. В.Черкесов получил поддержку крупнейших компаний, лоббируя их интересы на федеральном уровне. Особым внимание полпредства пользуется «Лукойл», который начал внедряться в экономику Калининградской области и на топливный рынок Санкт-Петербурга, а также получил поддержку полпреда в конфликте вокруг «Вала Гамбурцева».

Повышенное внимание уделялось лесной отрасли. Основные решаемые здесь задачи: а) консолидация отрасли (создана Ассоциации специалистов лесного комплекса Северо-Запада); б) расширение государственного контроля; в) повышение инвестиционной привлекательности (борьба с теневым рынком, разработка стратегии развития ЛПК).

Наметились также процессы консолидации в горнодобывающей отрасли — был создан Горный совет. Были предприняты и попытки усиления контроля над алкогольной и страховой отраслями.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-июнь 2002 г. № 17 | Основные тенденции внутриполитического развития | Северо-Западный округ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх