новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Международное положение Росcии | Второе полугодие | Балканы

БАЛКАНЫ

13 августа в Скопье было подписано соглашение о политическом урегулировании в Македонии, призванное положить конец вооруженному противостоянию албанских боевиков и законного правительства. Это «пакетное» соглашение, разработанное при посредничестве НАТО и ЕС и подписанное лидерами четырех крупнейших политических партий (двух македонских и двух албанских), предусматривало: внесение изменений в конституционное устройство Македонии; предоставление албанскому языку статуса официального в парламенте и местных органах власти и управления там, где албанцы составляют значительную долю населения; увеличение доли албанцев в полиции, а также в местных органах власти, до уровня, соответствующего их доле в составе местного населения; сдачу оружия боевиками «Освободительной народной армии» (ОНА); прекращение боевых действий между правительственными войсками и албанскими боевиками.

В обмен на это албанские политкомиссары, добивавшиеся отделения районов с компактным проживанием албанского населения (это главным образом районы на севере и западе у границ с Албанией и Косово), обязались признать территориальную целостность Македонии. Представители ОНА не были участниками политического соглашения, но заключили отдельное соглашение с НАТО (!) о сдаче 3,3 тысяч единиц оружия. Оно было реализовано в ходе операции «Основной урожай», проходившей в течение 30 дней начиная с 27 августа. Запад хотел бы, чтобы в этом спектакле участвовала и Россия…

С приближением срока завершения операции «Основной урожай» Скопье склонялся к тому, чтобы присутствие натовских войск в республике заменить размещением сил ООН на границе Македонии с Косово, чтобы перекрыть инфильтрацию боевиков и оружия, обеспечить стабильность в приграничных районах. Однако альянс, опасаясь возникновения вакуума безопасности и провала плана по урегулированию македонского конфликта в случае свертывания своего военного присутствия, настоял на сохранении натовского контингента в республике с целью силового подкрепления миротворческой миссии, целью которой являлась защита прав албанского меньшинства. В итоге между Скопье и альянсом был достигнут компромисс, и 26 сентября Совет НАТО приступил к проведению операции «Янтарная лисица», чтобы обеспечить совместно с македонскими правоохранительными структурами безопасность международных наблюдателей (ОБСЕ и ЕС), которые следят за выполнением соглашения об урегулировании.

Македонские власти поддержали предложение России о проведении международной конференции по Балканам, чтобы в договорной форме закрепить принципы урегулирования в регионе, позволяющие надежно перекрыть каналы незаконных поставок оружия боевикам. Однако эта инициатива не вызвала энтузиазма у Запада. И конференция не состоялась.

В настоящее время реальное влияние России на ситуацию на Балканах ограничено: в регионе могут заключаться международные соглашения и другие формы кодификации modus vivendi без участия России или без должного учета ее позиции, но они невозможны без участия США и ЕС. В этих условиях перед Россией может возникнуть соблазн компенсировать недостаток эффективных средств влияния попытками присоединиться к чужим усилиям, однако успех этих усилий ничего не добавит к ее возможностям, а их провал — даст лишь повод возложить часть ответственности на нашу страну.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Международное положение Росcии | Второе полугодие | Балканы

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх