новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Международное положение Росcии | Первое полугодие | Балканское направление

БАЛКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Неспособность Запада положить конец албанскому мятежу в Македонии заставила новые власти Югославии вспомнить об исторической роли России в обеспечении стабильности в регионе, хотя еще недавно они не хотели и слышать о стратегическом партнерстве с ней и все их помыслы были обращены к ЕС. Президент В.Коштуница стал подчеркивать необходимость активного российского присутствия на Балканах.

Развитие кризиса в Македонии очень напоминает косовский сценарий: выдвижение сепаратистами заведомо неприемлемых требований по расширению прав албанцев, провоцирование ответных силовых мер властей и развязывание под этим предлогом партизанской войны. Ввиду обострения ситуации министр иностранных дел И.Иванов 19-21 марта посетил Югославию (в том числе Косово), Македонию и Албанию с целью согласования мер по стабилизации положения на юге Сербии и югославо-македонской границе. Он поднял вопрос об отмене международного эмбарго на поставки оружия Белграду. В Скопье глава российской дипломатии выступил с инициативой о проведении конференции стран региона для заключения договоров, которые обязывали бы их соблюдать принципы ОБСЕ, не предоставлять свою территорию для создания военно-учебных лагерей, не оказывать сепаратистам военную и иную помощь, не подстрекать их к акциям на территории соседних государств. Российские инициативы подразумевали, что Совет Безопасности ООН выступит гарантом реализации региональной концепции безопасности (СБ правомочен задействовать силовые инструменты для выполнения своих решений). Они не вызвали особого энтузиазма у государств ЕС и США, поскольку во многом перекликались с Пактом стабильности для Балкан, который два года назад был заключен по инициативе Запада.

Премьер-министр Македонии Л.Гиоргиевский обвинил Запад в том, что тот позволил албанским экстремистам стать «европейским Талибаном». Западные державы закрывали глаза на то, что боевики проходили подготовку в их зонах ответственности в Косово и переправляли оружие и людей на македонскую территорию. Македонские власти планировали провести в мае широкомасштабную операцию по изгнанию за пределы страны албанских сепаратистов. Столкнувшись с просачиванием боевиков из Косово, Скопье выразил желание объединить свои усилия с Югославией. Однако против решительных силовых действий македонской армии жестко выступили западные «союзники», не желающие даже временного военного союза Югославии и Македонии. Поступить иначе означало бы косвенно признать ошибочность своей позиции в отношении военной операции России в Чечне. Находясь под сильным давлением, власти Македонии были вынуждены отказаться от намерения ввести военное положение в стране и начали диалог с албанской оппозицией. Политика умиротворения террористов (11 случаев перемирия и план урегулирования, предложенный президентом Б.Трайковским) не дали никаких позитивных результатов. Западная линия на интеграцию бандформирований в политическую жизнь только вселяла в сепаратистов уверенность, что у них есть эффективные рычаги влияния на власти.

Запад (НАТО и ЕС) выразил поддержку Скопье, осудив акции агрессивного национализма и потребовав от экстремистских группировок сложить оружие. В то же время он призвал македонские власти к соразмерности применения силы и диалогу с албанцами. Запад боится втягивания в партизанскую войну с албанцами, результатом которой может стать провал всей миссии НАТО на Балканах. Ни НАТО, ни США не хотят вступать в непосредственные военные столкновения с боевиками, поскольку опасаются ответных действий с их стороны уже на территории Косово. Просматривается также связь балканской политики Запада с его попытками найти modus vivendi с мировым исламом, который в XXI веке, несомненно, станет одним из основных потоков в процессе глобализации.

В июне НАТО начала изучение возможности проведения операции по сбору оружия албанских боевиков, действующих в Македонии. Речь идет не о разоружении, а именно о сборе оружия, которое боевики, якобы, сдадут по доброй воле. Министр обороны РФ С.Иванов заявил, что Россия готова участвовать в такой операции, если будет приглашена в качестве равноправного партнера альянса.

Очевидно, что России необходимо инвентаризировать наследие ее балканской дипломатии прошедшего десятилетия. Новая вашингтонская администрация не особенно нуждается в дипломатических усилиях Москвы, тем более что задача давления на сербов после ухода Милошевича больше не актуальна. Россия своим присутствием не должна служить прикрытием для просчетов, которые допускают ее западные партнеры, не боясь показаться слишком самостоятельной.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Международное положение Росcии | Первое полугодие | Балканское направление

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх