новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Международное положение Росcии | Первое полугодие | Россия — НАТО

РОССИЯ — НАТО

8 июня министр обороны РФ С.Иванов участвовал в работе СПС Россия-НАТО. На заседании обсуждался широкий круг вопросов взаимоотношений, главным из которых, учитывая нынешние политические приоритеты Москвы, была судьба Договора по ПРО. Наряду с этим затрагивались проблемы миротворчества на Балканах и российско-натовского взаимодействия в этой области. Россия обеспокоена нерешительностью Запада в противодействии албанским экстремистам, которая граничит с попустительством, и призывает выработать совместные меры с целью не допустить дальнейшего разрастания конфликта. Однако о том, каковы могут быть действия самой России, похоже, нет согласия внутри российской элиты. Во всяком случае, диапазон предлагаемых мер достаточно широк — от ввода российских десантников в Македонию (к чему, правда, скептически относятся сами македонские власти) — до свертывания вообще российского присутствия на Балканах ввиду его явной бесперспективности.

По-прежнему атмосферу отношений между Россией и НАТО отравляет предстоящая вторая волна расширения альянса. На своей неформальной встрече в Брюсселе 13 июня лидеры стран НАТО сошлись во мнении, что никакого «нулевого варианта» на саммите в Праге в 2002 г. быть не должно. Выступая на пресс-конференции вместе с генсеком НАТО Дж.Робертсоном по итогам встречи, президент США Дж.Буш, вернувшись к риторике своего предшественника, сказал, что все демократические страны, соответствующие стандартам НАТО, должны иметь возможность вступить в альянс, который «обеспечивает процветание и защищает демократию в непрерывно расширяющейся Европе». Какие страны будут приглашены вступить в НАТО в ходе нового раунда, пока, по-видимому, не знает никто, в том числе и в США. Среди европейских союзников Вашингтона наблюдается стремление заморозить состав альянса в количестве нынешних 19 членов. Как показала поездка Дж.Буша по Европе в середине июня, в частности, посещение им Польши, страны ЦВЕ обеспечивают Вашингтону именно тот резерв проамериканских настроений, который необходим для нейтрализации возможной фронды «старых» (т.е. западноевропейских) союзников в таких вопросах, как ПРО, Европейские силы кризисного реагирования или Киотский протокол. Возможно, что хотя бы одна из прибалтийских стран (в первую очередь называется Литва, наиболее подготовленная в военном отношении), все же будет по политическим причинам приглашена в НАТО на пражском саммите, хотя степень защищенности этих стран со стороны НАТО по-прежнему подвергается сомнению многими американскими военными экспертами.

Тем не менее, как показали переговоры В.Путина и Дж.Буша в Любляне (в частности, высказывания российского президента на совместной пресс-конференции), Россия, по-видимому, не собирается превращать расширение НАТО в ту проблему, вокруг которой должны разворачиваться основные дипломатические усилия. В.Путин заявил (уже не в первый раз) о принципиальной готовности России вступить в этот альянс, давая тем самым понять, что его бесконечное расширение не обязательно автоматически создает угрозу России, но рано или поздно порождает проблемы для него самого.

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх