новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Особенности полугодия

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУГОДИЯ

Второе полугодие 2001 года ознаменовалось масштабными переменами в международной обстановке, спровоцированными атакой исламских террористов на США, предпринятой 11 сентября. Последовавшие за этим политическое сближение России с Западом, активное участие Российской Федерации в возглавляемой США глобальной антитеррористической коалиции, заметное падение цен на нефть на мировых рынках — все это оказало сильное влияние на российский внутриполитический процесс. Можно даже сказать, что эти факторы задали его рамки и координаты.

Адаптация России к изменившимся внешним условиям стала основным содержанием политики Президента и всех властных структур. Причем, что также необходимо отметить, международная ситуация, отличающаяся крайней нестабильностью и продолжающая обостряться и обрастать все новыми конфликтами и противоречиями, придает дополнительную неопределенность и динамизм внутрироссийским политическим процессам.

Так, считается, что акция в Афганистане может перерасти в акцию против Ирака, с которым связан сложный и противоречивый комплекс российских интересов, особенно интересов ВПК и ТЭК, попавших таким образом в «зону риска». Кроме того, по мере развертывания антитеррористической операции все отчетливее подтверждаются догадки о том, что ее острие повернуто прежде всего против Китая. Американо-китайские отношения ухудшаются поразительно быстро. Администрация США заявила, что располагает фактами, ставящими под сомнение намерение Пекина участвовать в борьбе с терроризмом, а именно — что Китай продолжал поставки оружия саудовской международной террористической сети «Аль-Каида» даже после терактов 11 сентября. Бесспорно, «китайский аспект» антитеррористической операции не может не накладывать специфического отпечатка на отношения Москвы и Пекина, а также на отношения между теми группами интересов, которым китайское направление внешней политики не безразлично материально.

Ухудшившиеся отношения США с Саудовской Аравией вынудили ОПЕК принять решение о снижении добычи нефти независимо от стран-поставщиков, не входящих в эту организацию, а это, в свою очередь, ярко отразилось на конфигурации позиций в российской «нефтянке». «Лукойл», настаивавший на снижении поставок нефти на мировой рынок, был отодвинут в тень. В свою очередь, это повлекло за собой такие неожиданные последствия, как прекращение уголовного дела бывшего заместителя министра финансов А.Вавилова, что повлияло и на соотношение сил в Кремле. Явно замедлился и процесс российско-белорусской интеграции. Под ударом оказалась группа П.Бородина и С.Пугачева. Причем последний вроде бы нашел себе политическое прикрытие в виде мандата сенатора от Тувы.

Европейское сообщество отреагировало на рост международной неопределенности поиском альтернативных поставщиков сырья и энергоносителей, что нашло свое отражение в снижении цен на эти товары. Резко ухудшились, например, позиции «Газпрома», вслед за чем обострились и финансовые проблемы страны, начал снижаться курс рубля, на поддержание которого ЦБ, выдавший кредит «Газпрому», стал тратить меньше, чем прежде.

В мире происходят серьезнейшие перемены, угрожающие наступлением новой эпохи «войн и революций», экономических катастроф и политических бурь, сопровождающих процесс глобализации. Например, ухудшение мирового инвестиционного климата эхом отозвалось на аргентинской экономике, которая к зиме 2002 года подошла с рекордными долгами, но без инвестиций и, соответственно, без возможности заработать средства для уплаты долгов. Стремясь предотвратить дефолт, аргентинское правительство решило воспользоваться сбережениями населения и закрыло операции по банковским счетам мелких вкладчиков, что, в свою очередь, парализовало жизнь в стране, население которой традиционно хранило свои средства в кредитных учреждениях. Следствием этого стал взрыв, приведший к власти оппозицию, немедленно объявившую о прекращении выплаты внешнего долга.

Экономическим итогом аргентинского кризиса стал крупнейший дефолт, который увенчал начавшийся в 90-е годы кризис развивающихся рынков. Аргентинский кризис негативно влияет и на развитые страны, пытающиеся перестроить свои хозяйственные механизмы. Так, теперь ухудшились перспективы выхода из системного кризиса у японской экономики (в частности, весьма маловероятным представляется, что японцам удастся выполнить свой бюджетный план 2002 года, составленный в расчете на благоприятную мировую конъюнктуру и с большим профицитом).

Аргентинские события вызвали широкий отклик в России. Они поставили под сомнение правильность курса российских реформаторов — как в прошлом, так и в настоящем — и являются уроком для нынешней правящей элиты, которая сделала своим приоритетом выплату внешнего долга. Началась корректировка планов по радикальному реформированию экономики, которые сдвигаются на более поздние сроки. В свою очередь, это отражается и на ситуации вокруг самих реформаторов.

Таким образом, международные факторы, взаимодействуя с внутриполитическими обстоятельствами (прежде всего — с продолжающейся «волнами» на протяжении всего президентства В.Путина борьбой за власть и влияние между разными группами в его окружении), стимулировали изменения в конфигурации основных политических сил внутри России. Однако ведущие тенденции предшествующего периода — консолидация большей части элит вокруг курса на продолжение и углубление рыночных реформ, стремление В.Путина сохранить стабильность своей политической команды — оказались достаточно мощными для того, чтобы сбалансировать усилившиеся под воздействием международных факторов импульсы к изменениям и сохранить внутриполитический процесс в рамках сложившейся в постъельцинской России модели. В итоге, к концу года Президенту РФ удалось удержать за собой политическую инициативу и стабильность в верхах, но при этом одновременно сохранилась и характерная для предшествующего периода неопределенность в отношении ближайших и отдаленных перспектив.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Основные тенденции внутриполитического развития | Второе полугодие | Особенности полугодия

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх