новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Основные тенденции внутриполитического развития | Первое полугодие | «Реалистическая» политика: основные направления

«РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ» ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Отправным пунктом «реалистической» политики стало президентское Послание Федеральному Собранию, где В.Путин четко обозначил свое намерение избрать путь продолжения либеральных социально-экономических и политических реформ. Новый, «реалистический», курс условно можно разделить на несколько важных направлений.

Первым направлением является выработка такой содержательной стратегии, которая сделала бы элиты заинтересованными в сохранении и укреплении их альянса с Президентом, в превращении главы государства в бесспорного лидера правящего класса. Агрессивный переход к либеральному экономическому курса заметно укрепил позиции В.Путина в бизнес-элитах. Во взаимоотношениях с властными структурами заметно выросла роль обновленного Российского союза промышленников и предпринимателей как корпоративного органа, представляющего интересы крупнейшего бизнеса. Олигархи, имевшие планы раскрутки альтернативных кандидатов в Президенты на случай заметного ослабления В.Путина, заморозили эти проекты.

Второе направление — обеспечение доступа в новую элиту практически для любых групп, вне зависимости от политического происхождения или идеологических пристрастий. Главное условие — отказ от каких-либо претензий на право определять политическую линию Президента, играть самостоятельную, не согласованную с главой государства роль. Уже в апреле был провозглашен фактически политический союз Президента с Ю.Лужковым, которому вместе с официальным лидером «Единства» С.Шойгу В.Путин поручил создать новую «партию власти» на базе слияния «медведей» и «Отечества». Вместе с тем, как уже отмечалось, имело место и новое сближение с окружением Б.Ельцина. На важные посты в правительстве были назначены фигуры, тесно связанные с прежней ельцинской командой.

Третье направление — охарактеризованное выше создание «институционального дизайна», позволяющего Президенту реально управлять политическим процессом. Важное место в рамках данного направления отводится и установлению фактического контроля над СМИ при очевидном нежелании использовать политтехнологии воздействия на население, применявшиеся в последние годы президентства Б.Ельцина и в ходе последних президентских выборов.

Еще одно направление — активная «чеченская» политика. Через месяц после назначения С.Иванова министром обороны произошли кадровые изменения в руководстве Объединенной группировки войск в Чечне, были публично оглашены претензии Центра к руководителям антитеррористической операции. Последовавшие перемены к лучшему, по-видимому, получили должную оценку и внесли еще один штрих в содержание «реалистической» политики. Так, неожиданно для всех В.Путин начал подчеркивать свое внимание к А.Квашнину, которого он (также как и В.Рушайло) включил в состав делегации в Любляну.

Все эти обстоятельства дают основания предполагать, что на нынешнем этапе проблемы взаимоотношений между отдельными группами и фракциями в правящей элите имеют для В.Путина подчиненное значение по отношению к задаче укрепления власти и что он более не делит правящий класс на «своих», «питерских», «чужих» и т.д. Критерием является лишь то, как тот или иной деятель служит государству, Родине и Президенту. Именно в этом духе были выдержаны и официальные оценки кадровых перестановок в МВД, в отношении которых подчеркивалось, что люди, занявшие большинство руководящих позиций в ведомстве, относятся не к одной лишь «питерской» команде.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | январь-декабрь 2001 г. № 15-16 | Основные тенденции внутриполитического развития | Первое полугодие | «Реалистическая» политика: основные направления

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх